Для достижения объективности и всесторонности оценки, Гражданский союз «За реформы и результат» предлагает опираться на внешнюю оценку ведомства по методу 360 градусов.
Одной из фундаментальных проблем, присущих ОВД, является устаревшая система оценки, основанная в первую очередь на раскрываемости. Подразделения вынуждены показывать определенное число раскрытых правонарушений, а снижение уровня раскрываемости оценивается руководством негативно. В этой связи не учитывается возможное изменение криминогенной ситуации, иных обстоятельств, связанных с профилактической работой, демографические изменения на территории и другие факторы. Такого рода требования приводят к целому ряду негативных последствий, в том числе к нарушениям прав человека во время дознания и следствия, искажению статистики и нежеланию регистрировать заявления о преступлениях, которые сложно раскрыть. Среди последствий привязки системы оценки к уголовной статистике – искажение данных о криминогенной ситуации и числа поступивших к рассмотрению заявлений граждан.
Доминирование критериев раскрываемости преступлений может считаться одним из основных факторов распространения пыток. Более чем в 96 % случаев пытки применяются сотрудниками органов внутренних дел, согласно данным Генеральной прокуратуры.
Метод 360 градусов предусматривает систематический сбор и анализ информации относительно результатов деятельности правоохранительного органа, получаемый от нескольких субъектов, заинтересованных в его работе. В данном случае под оцениваемым объектом понимается МВД, а под субъектами – люди и институты, с которыми милиция взаимодействует: население, другие правоохранительные органы, правозащитные государственные институты, органы МСУ, гражданское общество и другие.
Предлагается использовать статичные и динамичные показатели. К последним относятся критерии, которые будут меняться в зависимости от ситуации, они включены в блок «Способность ОВД к системным изменениям». Настоящим документо[T1] м вносятся предложения по динамичным показателям на ближайшие три года. В последующем, в зависимости от ситуации, такие показатели могут корректироваться.
Целью этого метода станет обеспечение условия для непрерывного совершенствования деятельности ОВД за счет систематического сбора и анализа информации, получаемой от окружения правоохранительного органа, относительно результативности его деятельности.
Для оценки эффективности осуществления задач определены критерии и индикаторы, достижение которых будет оцениваться от 1 до 5 баллов. По каждому индикатору определены субъекты оценки, методы получения информации и ее источники.
Старая система оценки в милиции продолжительное время подвергается критике со стороны гражданского общества и отдельных сотрудников правоохранительного ведомства. Связано это, в первую очередь, с тем что она основана на показателях раскрываемости преступлений. Это провоцирует нарушения прав человека во время дознания и следствия, искажение статистики и нежелание регистрировать заявления о преступлениях, которые сложно раскрыть.
Положение о комплексной оценке деятельности ОВД, принятое постановлением Правительства КР от 24 февраля 2015 г. №81, позволило начать внедрение понятия внешней оценки, т.е. подходов, при которых определение эффективности должно осуществляться с учетом общественного мнения. Безусловно, данное решение было прогрессивным, но в полной мере не смогло преодолеть укоренившиеся недостатки. Во многом, это связано с непроработанностью новых подходов, неприятием нововведений отдельными руководителями ОВД, а также с отсутствием постоянного контроля реализации со стороны Правительства
Подробнее с документом можно ознакомиться здесь.