Гражданский союз «За реформы и результат» (сеть) в 2012 году представил собственное видение реформы милиции в Кыргызстане, которое получило название «Альтернативная концепция реформы МВД». В ее поддержку были поставлены подписи 10950 граждан. Последние события вокруг правоохранительных органов, а также нарекания большей части общества относительно деятельности милиции, «альтернативная концепция» сохраняет актуальность. О ее содержании рассказывает Урмат Казакбаев, сопредседатель Гражданского союза
Первое, это контрактная основа прохождения службы. Второе, конкурсный отбор сотрудников милиции. Третье, разделение на гражданскую службу и на милицейскую. К примеру, в МВД можно придать статус гражданского лица значительной доле сотрудников. Потому что сейчас и работники отдела кадров, и работники финансового отдела, все - в погонах, а это для государства накладно.
Далее необходимо рассекретить определенные данные, которые никак не повлияют на работу Министерства внутренних дел, потому что они в принципе доступны обществу в других странах. Было сказано, что им не хватает денег: на бензин, на выезд, на бумагу, на зарплату. Мы [общество – прим.] не знаем на самом деле, это знают только они. Почему? Потому что бюджет засекречен, количество сотрудников засекречено. Вдруг по бумагам работают 25 тысяч человек, а фактически только - 15 тысяч? Мы же этого достоверно не знаем. Пока данные не будут рассекречены, гражданское общество не может провести полноценный аудит положения дел в системе. То есть куда уходят средства, и вообще хватает ли, или может быть, наоборот слишком много выделяется?
Также рассекречивание нужно, чтобы понять насколько один сотрудник работает эффективно на определенном участке. Может быть, где-то не хватает сотрудников, а где-то наоборот их слишком много? На основе криминогенной ситуации нужно все распределять правильно.
Каким должно быть МВД? Во-первых, мы предлагаем разделить на гражданскую и милицейскую службы. В последней есть погоны, выдается оружие, у ни есть больше полномочий, чем у гражданских служащих. Но за это и спрос должен быть выше.
Контрактная основа службы. То есть руководитель милиции или полиции должен назначаться на определенный срок, например, на пять лет, и он должен отработать данный срок. На каждый год ему ставятся задачи, цели. Если достигает-продлевается, если нет - вносятся какие-то изменения. Также и другие служащие должны назначаться на определенный срок службы.
Конкурсная основа при принятии на службу в органы внутренних дел. Пожалуй, это краеугольный камень кадровой политики, согласно «альтернативной концепции».
Мы должны вновь и вновь говорить о реформе милиции. Потому что органы внутренних дел - наши защитники, защитники наших детей. Мое личное мнение, системe МВД нужно прочищать извне, и заново создавать систему, чтобы функция защиты не пропадала. Мы проводили опрос и выяснили, что из 10 человек, у которых угоняют машину, обращаются [в правоохранительные органы – прим.] только 6. Это автомобиль, не говоря о телефонах и других более мелких вещах. Статистика говорит, что доверия нет, люди по-другому находят пути, ищут защиту в других местах.
Урмат Казакбаев
Гражданский союз «За реформы и результат»
(Текст выше представляет собой выжимку выступления Урмата Казакбаев на экспертной дискуссии в Центре политико-правовых исследований 31 июля 2018 года)