Гражданский союз 30 апреля 2020 года направил заявление на имя генерального прокурора Кыргызской Республики с просьбой дать правовую оценку некоторым решениям коменданта города Бишкека. Речь идет о требовании иметь при себе маршрутный лист и документы, удостоверяющего личность, что не было подкреплено ни одним публично доступным приказом коменданта. Кроме того, вопреки своим же санитарным нормам, задержанных за нарушение комендантского часа доставляли в отделения милиции и оставляли в замкнутом помещении до утра вместе с другими "нарушителями". Это создавало угрозу их здоровью. Копия заявления была направлена председателю Комитета Жогорку Кенеша по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции. Текст заявления приводится полностью (ниже).
Пока неизвестно отреагирует ли главный надзорный орган на это заявление.
Генеральному прокурору
Кыргызской Республики
государственному советнику
юстиции 1 класса
Джамшитову Ө.А.
(входящий ГП КР 36084, через интернет-приемную)
Копия: Председателю Комитета Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики
по правопорядку, борьбе с преступности и
противодействию коррупции
Никитенко Н.В.
От Общественного
объединения «Гражданский союз»
Заявление
Указом Президента Кыргызской Республики от 24 марта 2020 года УП №55 было введено чрезвычайное положение в городе Бишкек с 25 марта 2020 года.
Комендант г.Бишкек Орозалиев А.К. издал ряд приказов по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, которые согласно подпункта 1 статьи 17 Конституционного закона «О чрезвычайном положении», были обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами, а также начальниками (командирами) уполномоченных государственных органов, ведающих вопросами обороны, внутренних дел, национальной безопасности, чрезвычайных ситуаций, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории г.Бишкек и дополнительно привлеченных для обеспечения режима чрезвычайного положения.
1. Так подпунктом 2 пункта 7 приказа №15 Коменданта г.Бишкек от 30 марта 2020 года было предписано всем территориальным подразделениям государственных органов и лицам (независимо от форм собственности) г.Бишкек обеспечить безопасность своих сотрудников и клиентов, принимая меры предосторожности, такие как: строго следовать ограничению по количеству человек внутри помещений – не более 1 человека на 10 квадратных метров; контроль соблюдения дистанции не менее 2 метров между людьми внутри и снаружи помещений; запрет на доступ в помещение без средств индивидуальной защиты (без медицинских масок).
Таким образом в целях предотвращения заражения коронавирусной инфекцией одним человеком другого Комендант г.Бишкек Орозалиев А.К. вполне обоснованно и установил санитарно-эпидемиологические нормы – в 10 квадратных метров на одного человека внутри помещений и дистанцию не менее 2 метра между людьми внутри и снаружи помещений.
Однако, судя по публикациям фотографий в СМИ и сети интернет, указанные санитарно-эпидемиологические нормы, установленные Комендантом г.Бишкек были проигнорированы при доставлении и размещении в местах временного содержания лиц, нарушивших требования комендантского часа. В этом случае могло быть нарушено их конституционное право на охрану здоровья из-за риска заражения пагубной инфекцией, так как режим чрезвычайного положения в г.Бишкек был введен в связи с подтверждением 16 фактов заражения граждан коронавирусной инфекцией на территории Кыргызской Республики.
По данным комендатуры с 25 марта по 26 апреля 2020 года в г.Бишкек комендантский час нарушили 2531 человек, из них 339 женщин и 2192 мужчин (цитируется по публикации Барс Медиа от 26 апреля 2020г).
22.04.2020 года был издан Приказ №47 Коменданта г.Бишкек, согласно которому в целях минимизации дальнейшего распространения коронавирусной инфекции и обеспечения безопасности здоровья личного состава органов внутренних дел г.Бишкек была предписана организация работы с учетом максимального снижения контактов с другими лицами; принятие мер по обеспечению необходимыми средствами защиты для сотрудников; организация периодического проведения дезинфекции и санитарной обработки административных зданий подразделений.
Вышеописанные исчерпывающие меры по недопущению фактов распространения коронавирусной инфекции и обеспечению безопасности здоровья сотрудников органов внутренних дел, на практике не были применены в отношении лиц, нарушивших комендантский час. Главным образом потому что эти меры вообще не были предусмотрены в соответствующих приказах Коменданта г.Бишкек о подготовке мест временного содержания лиц, доставленных за нарушение требований комендантского часа на территории г.Бишкек (пункт 5 Приказа №8 Коменданта г.Бишкек от 27.03.2020г).
Судя по многочисленным фотографиям, предоставленным комендатурой г.Бишкек и выложенных на информационно-новостных сайтах, не были минимизированы контакты среди лиц, доставленных за нарушение требований комендантского часа, также нарушители комендантского часа не были обеспечены средствами индивидуальной защиты. Также полагаем, подлежит прокурорской проверке системность проведения дезинфекции и санитарной обработки мест временного содержания.
2. Кроме этого подпунктом 3 пункта 3 приказа №2 Коменданта г.Бишкек от 25 марта 2020 года было предписано УПСМ по ГУВД г.Бишкек Исакову А. разработать и представить на утверждение в ГУВД г.Бишкек порядок пешего передвижения на территории г.Бишкек.
Но ГУВД г.Бишкек в соответствии с нормами Конституционного закона «О чрезвычайном положении» не является органом, осуществляющим единое управление силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения и не имеет полномочий во время ЧП определять меры и временные ограничения, обязательные для всех граждан и должностных лиц, в том числе путем утверждения вышеуказанного порядка пешего передвижения на территории г.Бишкек.
По законодательству только комендант местности уполномочен издавать приказы распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения. Также согласно подпункту 8 статьи 17 Конституционного закона «О чрезвычайном положении», комендант г.Бишкек обязан оповещать через средства массовой информации (далее-СМИ) население г.Бишкек о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения.
Однако среди приказов коменданта г.Бишкек, опубликованных в СМИ, нам не удалось найти ни одного приказа, которым был утвержден порядок пешего передвижения на территории г.Бишкек.
Тем не менее в день введения чрезвычайного положения в г.Бишкек через СМИ население было оповещено о якобы ограничительных мерах при пешем передвижении в дневное время, выраженные в необходимости постоянно иметь при себе маршрутный лист, заполненный от руки, паспорт гражданина (идентификационную карту) и заверенную справку с места жительства в случае отсутствия в паспорте адресных данных прописки либо фактического проживания по другому адресу.
По словам коменданта г.Бишкек Орозалиева А.К. на брифинге более сотни граждан были привлечены к ответственности по статье 82 Кодекса «О нарушениях» неповиновение законному требованию сотрудника органов внутренних дел. Вполне возможно (хотя нам об этом доподлинно неизвестно), что эти граждане были оштрафованы при наличии паспорта и маршрутного листа, но лишь за отсутствие справки с места жительства или за отсутствие маршрутного листа и т. д.
Правовой казус заключается в том, что оповещенные комендатурой в СМИ вышеуказанные ограничительные меры при пешем передвижении в дневное время могли быть юридически надлежаще не изданы в Приказах коменданта.
Например в Приказах коменданта г.Бишкек №1 от 25.03.2020г. и №15 от 30.03.2020г., устанавливающих определенные временные меры и довольно много ограничений на передвижение людей в дневное время вне комендантского часа, не значатся упоминания о необходимости при пешем передвижении постоянно иметь при себе маршрутный лист, паспорт гражданина (идентификационную карту) и заверенную справку с места жительства в случае отсутствия в паспорте адресных данных прописки либо фактического проживания по другому адресу.
В соответствии со статьями 27 и 32 Конституционного закона «О чрезвычайном положении» Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики предоставлены особые полномочия по усиленному надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Также согласно пункта 9 Указа Президента Кыргызской Республики от 24 марта 2020 года УП №55 Генеральная прокуратура обеспечивает надзор за соблюдением законности при реализации мер и временных ограничений в период действия чрезвычайного положения на территории г.Бишкек.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 32 Конституционного закона «О чрезвычайном положении», а также с пунктом 2 статьи 32 Закона Кыргызской Республики «О прокуратуре»,
ПРОСИМ:
1.Дать правовую оценку перечисленным в настоящем заявлении действиям должностных лиц в отношении задержанных за нарушения условий комендантского часа в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм (10 кв.метров на 1 человека внутри помещения и обеспечение дистанции не менее 2 метров между людьми) в местах их временного содержания и применения исчерпывающих мер по обеспечению безопасности их здоровья.
2. Дать правовую оценку по случаям вероятного привлечения к ответственности граждан по статье 82 Кодекса «О нарушениях» за отсутствие у них при пешем передвижении в дневное время маршрутного листа, паспорта гражданина (идентификационной карты) и заверенной справки с места жительства.
Шайхутдинов Тимур (сопредседатель ОО «Гражданский союз»
Казакбаев Урмат (сопредседатель ОО «Гражданский союз»)
Источник фото: Спутник.кг