При этом этот рост пока нельзя назвать значительным.
Доля сотрудниц в органах внутренних дел на начало 2019 года достигла показателя начала 2014 года, когда в структурах МВД работали 13% женщин, сообщает Гражданский союз «За реформы и результат». Стоит отметить, что в предыдущие четыре года женщин в органах ВД было едва больше 12%. Зато на начало 2019 года было зафиксировано наибольшее число аттестованных женщин-сотрудниц, то есть тех, кто непосредственно носит погоны и осуществляет правоохранительную деятельность. Их стало 6,5% от общего числа сотрудников милиции, еще год назад их было на 0,2% меньше, а в начале 2017 года не более 6%.
Но доля женщин на руководящих постах в органах внутренних дел с 2015 года сократилась, тогда женщины занимали 7,4% руководящих должностей в структурах внутренних дел. На 1 января 2019 года их стало всего 5,2%. Процент руководительниц значительно снизился после 2016 года: с 7,1% на начало 2016-го до 4,9% на начало 2017-го.
По словам сопредседателя Гражданского союза Тимура Шайхутдинова, увеличивать представленность сотрудниц в органах внутренних дел необходимо, чтобы решить проблему вторичной виктимизации, когда жертва преступления из-за недостаточной компетенции и понимания со стороны сотрудников правоохранительных органов может вновь становится жертвой на психологическом уровне.
В 2015 году Гражданский союз провел общенациональное исследование, в ходе которого была изучена реальная ситуация с обращением жертв преступлений в правоохранительные органы, а также проанализировано, на сколько жертвы преступлений удовлетворены работой милиции. Выяснилось, что женщины, которые стали жертвами насилия на сексуальной почве, являются одной из самых уязвимых групп, поскольку часто предпочитают не обращаться в милицию. За период с 2010 по 2015 гг только 31,8% женщин, подвергшихся насилию на сексуальной почве, обратились в милицию. Остальные предпочли, не заявлять о совершенном в отношении них преступлении.
О причинах того, почему они не заявляют о преступлении, жертвы насилия называли непонимание, с которым они боялись столкнуться в милиции. Жертвы опасались, что могут стать объектом насмешек и издевательств, либо не верили, что на их случая обратят должное внимание. К слову, вторичной виктимизации жертва может быть подвергнута не только, когда пытается получить помощь от правоохранительных органов, но и при обращении в организации социальной помощи и за медицинской помощью.
По данным исследования Гражданского союза, проблему может решить увеличение числа сотрудниц в органах внутренних дел и обучение сотрудников навыкам коммуникаций и обращения, чтобы в каждом подразделении были сотрудники, а еще лучше сотрудницы, которые знают как работать с такой категорией потерпевших. Среди навыков работы с жертвами преступлений на сексуальной почве умение оказывать начальную психологическую помощь, понимание угрозы стигматизации и ее влияния на жертву. Сотрудники также могут помогать людям находить психологическую или медицинскую помощь в других службах.
Например, в некоторых странах в полиции есть специальный работник, который взаимодействует с жертвами насилия на сексуальной почве. Он не расследует само преступление, но контактирует с потерпевшими. Во-первых, он знает как общаться с такими категориями жертв, а во-вторых, направляет их в службы, оказывающие медицинскую и социальную помощь.
Гражданский союз особо подчеркивает, что в рамках реформы правоохранительных органов важно совершенствовать работу с жертвами преступлений, в том числе с женщинами, которые столкнулись с насилием на сексуальной почве или семейным насилием. В этой связи, расширение представленности женщин в рядах органов внутренних дел является критически важным.
Источник фото (для иллюстрации): Спутник.кг
Материалы по теме: видео об исследовании жертв преступлений и полная версия аналитического отчета