В мире все чаще правоохранительную деятельность рассматривают не как выполнение исключительно контролирующих функций от имени государства, а как функцию по обеспечению безопасности для всех в сотрудничестве с населением. Новый комплексный подход получил название community policing (в терминологии Гражданского союза – СоБезопасность[1]). По мнению зарубежных экспертов, критерии оценки эффективности являются одними из наиболее важных способов поощрения подотчетности и улучшения качества работы полиции в демократическом обществе, при условии отражения в показателях ожиданий граждан[2]. Соответственно, эволюция системы оценки имеет большое значение в реформе милиции Кыргызстана.
В настоящее время в ОВД укоренился подход, при котором приоритетное значение имеет статистика зарегистрированных и раскрытых преступлений, используемая в качестве основного показателя определения эффективности служб и сотрудников. Этот метод подвергается критике со стороны значительной части личного состава ОВД и большинства представителей гражданского общества.
Принятая в начале 2013 года Национальная стратегия устойчивого развития КР на период 2013 – 2017 гг. утвердила курс на преобразования в правоохранительных органах (п. 2.9), заложив в качестве одного из приоритетов повышение уровня открытости, доступности для внешнего государственного и общественного контроля и законодательное закрепление единых подходов в оценке. В свою очередь, Правительство КР30 апреля 2013 г. приняло Меры по реформированию ОВД[3]. Программный документ отражает необходимость изменения критериев оценки деятельности милиции с внедрением механизмов внешнего контроля и оценки.
Во исполнение Мер по реформированию ОВД, МВД в начале 2014 г. опубликовало проект Основных положений оценки деятельности ОВД КР (далее: проект положения об оценке), что демонстрирует готовность ведомства обсуждать его с заинтересованными сторонами.
Сформированное в апреле 2014 г. новое Правительство заявило о преемственности решений предшественников касательно курса преобразований правоохранительных органов. Среди прочего, программа кабинета министров включает устранение количественных показателей работы милиции[4].
Настоящая аналитическая справка представляет собой вклад Гражданского союза За реформы и результат и Saferworld в публичную дискуссию о системе оценки ОВД.
При изменении критериев оценки важно избежать рассмотрения их в отрыве от общего курса реформирования ОВД и, в большей степени таких ее направлений, как кадровая политика, внедрение новых подходов взаимодействия милиции и населения и гражданского контроля. В противном случае, даже тщательно проработанный комплекс показателей может остаться лишь красивой декларацией, которая не сможет мотивировать личный состав на качественную работу во благо общества. Именно по этой причине авторы справки изучают систему оценки в контексте влияния на другие аспекты управления в милиции и на общество.
Цель данного аналитического документа: на основе результатов исследования и изучения проекта положения об оценке предложить рекомендации по совершенствованию системы оценки ОВД для лиц, принимающих решения.
[2] Robert C. Davis, ‘Selected International Best Practices in Police Performance Measurement’, RAND, 2012, rand.org/content/dam/rand/pubs/technical_reports/2012/RAND_TR1153.pdf
[3] Постановление Правительства КР №220 от 30 апреля 2013 г. О мерах по реформированию ОВД в КР
[4] Дж.Оторбаев намерен устранить количественные показатели для оценки качества работы милиции / ИА АКИpress: kg.akipress.org/discus:595200/
Скачать полную версию в PDF
Переход к краткой версии
Download the English version(available short version only)