По мнению Гражданского союза За реформы и результат, представившего накануне результаты исследования общественного мнения о работе правоохранительных органов, этот опыт может стать эффективным инструментом оценки милиции, а также поможет учитывать интересы населения в работе правоохранительных органов.
Свое предложение активисты объясняют тем, что именно граждане, платящие налоги и содержащие за свой счет государственный аппарат, должны обладать правом оценивать работу чиновников.
До сих пор сотрудники и территориальные подразделения внутренних дел оцениваются по старинке на основе процента раскрываемости, что приводит к завышению показателей. Официально процент раскрываемости составляет 80 -95%, что в разы превышает аналогичную статистику в западных странах. Палочная система, как называют этот подход сами силовики, приводит к фальсификации отчетов, подталкивает отдельных сотрудников к злоупотреблениям, физическому принуждению для получения признания в совершении преступлений и другим противоправным действиям.
Среди дополнительных способов оценки эффективности милиции предлагается использовать изучение общественного мнения, что, в частности, было отражено в Альтернативной концепции реформы МВД, и получило высокую оценку в ходе открытого интернет голосования в прошлом году.
В целях апробации метода, Гражданский союз За реформы и результат инициировал проведение комплексного исследования общественных настроений в городах Бишкек и Ош. Для объективности задача проведения опроса и анализа полученных данных была возложена на SIAR research&consulting. Привлеченные социологи действовали на основе разработанной совместно с активистами методологии, но в остальном работали самостоятельно.
Исследование позволило продемонстрировать возможности социологических инструментов, а также выработать подробные рекомендации, как для органов власти, так и гражданского общества, экспертного сообщества и международных организаций.
В частности, ГС За реформы и результат предлагает расширить охват подобных исследований, позволив получать данные, как по республике, в целом, так по городам и районам, в отдельности. Подразделения и должностные лица, напрямую ответственные за взаимодействие с населением, должны оцениваться по результатам исследований.
К примеру, если уровень доверия к милиции показывает тенденцию роста и удовлетворенность населения в ее работе, то перед руководителями территориального подразделения должны открываться возможности карьерного роста, их работа в этом случае должна оцениваться положительно. С другой стороны, если в другом населенном пункте доверие к милиции катастрофические низкое, то МВД необходимо принимать кадровые решения в отношении начальников, плохо справляющихся со своей работой.
Среди рекомендаций также значатся: закрепление в структуре МВД функции анализа социологических опросов, разработка подробных критериев эффективности с учетом общественного мнения, совершенствование социологического инструментария для минимизации фактора страха респондентов при проведении чувствительных исследований и др.
По мнению представителей гражданского общества, подобные исследования должны проводиться независимыми организациями и находиться в публичном доступе.
ГС За реформы и результат планирует и впредь организовывать подобные исследований на регулярной основе.
REFORMA.KG
полная версия отчета на кыргызском и русском языках опубликована здесь