Во исполнение Мер по реформированию ОВД правительство распоряжением №359-р от 6 сентября 2013 г. сформировало Совет по реформированию и развитию системы правопорядка при правительстве (Совет). С октября 2013 по октябрь 2014 г. состоялось 5 заседаний коллегиального органа, создано 11 подсекций, которые разрабатывают механизмы осуществления преобразований.
Создание Совета стало прогрессивным шагом, задуманным для расширения числа сторон, вовлеченных в системные изменения. Появление коллегиального органа преследовало также цель ослабления монополии реформируемого ведомства на процесс выработки механизмов преобразований. Однако фактически, с момента начала реформы и по настоящее время МВД выполняет функцию секретариата Совета и играет лидирующую роль в реализации Мер по реформированию ОВД. Все 11 подсекций возглавляют представители министерства. Доминирование МВД при разработке механизмов реформы неизбежно приводит к превалированию ведомственных интересов, поскольку часть руководителей МВД исходит из собственных желаний и понимания, объясняя необходимость внедрения или отказ от реализации некоторых направлений реформы.
Гражданский союз За реформы и результат еще раз подчеркивает важность создания внешнего Секретариата Совета, деятельность которого будет исключать доминирование ведомственных или иных интересов при реализации реформы. Кроме того, необходимо утверждение Положения и Регламента коллегиального органа, определяющих формат работы, способы принятия решений и отслеживание их реализации. Необходимо четко определять сроки исполнения решений Совета. Также рекомендуется вовлечь независимых экспертов во все ключевые подсекции по разработке механизмов реформы.
Качественная реализация реформы требует усиления участия депутатского корпуса и непрофильных министерств в работе Совета. Прошедший год показал слабую заинтересованность членов парламента в реформе. Особенно важным является участие членов профильного комитета по законности, правопорядку и борьбе с преступностью, однако представители этого комитета реформу фактически игнорируют, не смотря на то, что она потребует внесения значительных изменений в законодательство.
Официально включенные в состав Совета главы Министерства финансов, Министерства юстиции и Министерства экономики также не проявляют интереса к реформе. На последнем заседании Совета принимали участие представители министерств, но реформа требует участия, прежде всего, лиц, принимающих решения.
Представители Гражданского союза За реформы и результат возлагают определенные надежды на повышение интереса политиков к реформе из-за предстоящих в 2005 году выборов в парламент.
Информирование о реформе ОВД в целом остается на низком уровне, однако в августе 2014 года доля осведомленных по сравнению с предыдущими периодами незначительно возросла и составила 29,1% населения.
Согласно социологическому опросу, проведенному SIAR research&consulting по заказу Гражданского союза За реформы и результат в августе 2014 г., о реформе ОВД знают хорошо – 10%, слышали кое-что, но нет общего представления -23,2%, не слышали ничего – 62,2%, затруднились с ответом – 8,7% опрошенных. Наблюдается незначительная положительная динамика в ответах, так по сравнению с опросом, проведенным в июне 2014 г., доля информированных (т.е. тех, кто ответил, что знают хорошо и слышал кое-что, но нет общего представления) возросла на 5,5% и составила 29,1%. Однако эти данные все же хуже по сравнению с январем 2014 г., когда схожее исследование показало, что о реформе в разной степени информированы 35,9% жителей.
Слабая информированность может привести к отчуждению населения и гражданского общества от темы реформы милиции, и, как следствие, оставит МВД изолированным от внешнего влияния.
СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ДОКЛАДА