Эта статья о конфликте поколений была подготовлена Тимуром Шайхутдиновым 25 сениября 2008 года.
Тимур Шайхутдинов
Клуб либеральной молодежи
Когда разочарование уступает под натиском новой мечты.
Пропорциональная система комплектования национального парламента, установленная и апробированная в 2007 году в Кыргызстане, подстегнула партстроительство. Ставки возросли. Однако практически одновременно с этим самые разные слои населения охватило разочарование политикой и политиками. Первые же выборы по-новому в Жогорку Кенеш состоялись при полной реставрации прежних методов свергнутого режима, а оппозиция показала полную дезорганизованность и безволие. Мало что осталось от «тюльпановых» надежд. Впрочем, это не конец. Неприятие прошлого освобождает место для появления ростков альтернативных идей и альтернативных сил.
Какие бы споры не велись вокруг степени значимости эмоций в жизни страны, неоспоримо их присутствие. Равнодушие и апатия неизбежно тормозят реформы, подтачивают эффективность и обособляют государственную машину. Если касаться вопроса преобразований всей социальной ткани, то они только и могут происходить, что на фоне завышенных ожиданий от идей и лидеров.
За годы независимости крупные группы общества неоднократно охватывало воодушевление. Последний из наиболее заметных примеров конечно – это мартовские события 2005 года. Стремительность последних 3,5 лет впечатляет. Скорость, с какой бунт завладел республикой, дошел до столицы, привел к изгнанию президента и был заменен восстановлением прежнего порядка, позволяет предположить, что маятник не заставит себя долго ждать, чтобы качнуться в обратную сторону. Молодая поросль, ожидающая своего часа - дополнительное основание, подтверждающее подобные ожидания. Ее, прежде всего и должна застигнуть очередная эмоциональная волна. Слабая включенность представителей поколения «до 40» в число политических акторов сделает побуждающим мотивом их поведения стремление заменить собою уходящее поколение, включит в повестку дня фактор межгенерационного соревнования.
«Мы – вчерашние дети,| Живем по вашей указке,| Хоть наша жизнь не сказка,| Идем пока что за вами,| Ведь вы –пока еще власть…| Мы сегодня сильны и бодры| И когда-нибудь дверь| откроем пинком,| И изменим все сразу[1]».
Стихи братьев Эринбаевых показал мне молодой либеральный лидер У. Казакбаев. Датированные 1991 годом они написаны в иной эпохе, но с тем же негодованием, тем же вызовом, которые становятся отправной точкой для самоидентификации новых политических сил.
В основе протестной кампании «Я не верю…» лежало подспудное нежелание признавать старшую элиту в целом, а не только отказ соглашаться с официальными результатами выборов. Автор сам был свидетелем фраз активистов молодежных крыльев оппозиционных партий против своих лидеров, оброненных в приемнике-распределителе УВД г.Бишкек, куда милиция свезла участников пикета. Показателен и вывод, объявленный позже по итогам публичной расширенной встречи, на которой протестанты заявили о намерении создать «мощное, сильное движение[2]»: «если ситуация настолько безнадежна, правила следует создавать самим[3]». Жить по своим правилам помешала, прежде всего, афиллированность многих активистов с первыми лицами своих партий, эмоции поутихли и они возвратились в лоно организаций.
В.Богатырев в статье о новой кыргызской оппозиции пошел дальше, упрекнув оппозиционную молодежь в недостаточном радикализме. Они «смотрят только в одну сторону[4]», тогда как «не стоит верить и тем, кто подталкивает их в спину. Я не верю, что эти силы в состоянии обеспечить развитие страны, так как они все работают с прошлым, а не с будущим» - заключил эксперт. Впрочем, то, что не удалось претворить в завершенной форме однажды, отнюдь не означает, что нельзя осуществить успешно в последующем.
Когда рассуждаешь о податливости молодого материала легко указать как на главную ее причину отсутствие продолжительного опыта, задающего инерционность мышления и поведения. Очевидность эта вовсе не так проста, как может показаться вначале. Сам опыт многосложен, он подразделяется на собственный, который мы наживаем в процессе жизни и переданный нам другими, в частности от старших к младшим.
За ясностью ненадолго отклонимся в индивидуальную психологию. Становление самодостаточной личности сопровождается небезболезненной стадией крушения идеализированного образа родителей в детстве, после чего открывается дорога к нахождению собственного Я[5]. Так и в обществе. Активное ядро молодого поколения должно совершить акт отречения от авторитета уходящих, чтобы стать творцом нового. Порой восставшие юнцы жертвуют истиной, превратно трактуя историю, излишне демонизируя прошлое, но это обратная сторона медали. Уж лучше, пускай, они переусердствуют в своем отрицании сейчас, тем более что пройдут годы и сегодняшние молодые переосмыслят отношение к наследию отцов и дедов, обнаружив плюсы которые ранее не замечали, чем этого не сделают совсем и откажутся от развития, понимаемого как конфликт нового и старого. К корням они успеют вернуться.
Не хочу упрощать, речь не идет о полном отказе, который как не желателен, так и невозможен. Но где-то пролегает «золотая» середина, потребность перемен отодвигает ее к большему отрицанию, чем во времена стабильности.
Устроитель одного из семинаров в г.Бишкек заявила, что в задумках возглавляемой ею конторы проект по восстановлению потерянной преемственности поколений. Сошедшие с активной арены советские государственные деятели будут общаться с подростками и передавать им свой бесценный политический опыт и знания. Однако, по моему мнению, исторически, политически сейчас оправдано углубление разрыва.
Другой вопрос, перерастет ли отрицание само себя, или так и останется бесплодной критикой. Чем собственно и занимаются современные оппозиционеры, между строк чьих выступлений как бы читается: «единственным недостатком системы является то, что не мы находимся на ее вершине». Отсюда вероятно сомнение в созидательной силе идей, построенных на антагонизме. Однако в этой связи, не лишне напомнить, что недовольство побуждает к поиску иного, чем предоставляет текущая обстановка. Ведущие идеологии рождены при таких обстоятельствах.
Повышенная социальная мобильность накладывается на межгенерационный конфликт, усиливая его. Семейно-родственные связи, ставшие в последние десятилетия одним из ключевых факторов политики, из-за массовой миграции молодых граждан могут быть частично заменены связями с другими, в том числе, идеологическими основаниями.
Мы стоим на пороге появления новых сил, цементирующим началом которых будет не родство, не землячество, а общность идей и молодость. Разочарование в уходящем политическом классе подводит тех, кто пока не проявил себя, к мысли занять освобождающиеся местах прежних действующих субъектов. Быть не как они - станет их негласным принципом.