Система оценки деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики. Новые подходы

На данной странице опубликовано краткое содержание аналитического документа. С полной версией можно ознакомиться здесь.

В общем контексте реформы ОВД Кыргызстана

Принятые Правительством в 2013 году Меры по реформированию органов внутренних дел (ОВД) заложили предпосылки для внедрения новых механизмов, способных в долгосрочной перспективе изменить природу правоохранительного органа, сделать его ближе к гражданам. Закономерна поставленная кабинетом министров амбициозная цель: создание эффективной системы обеспечения правопорядка и общественной безопасности, пользующейся доверием со стороны общества. Учитывая прежний опыт преобразования в милиции[1], становится очевидной необходимость осуществления гражданским обществом мониторинга и участия в разработке конкретных предложений.

Подготовленная Гражданским союзом За реформы и результат в партнерстве с Saferworld аналитическая справка призвана оказать содействие в проведении структурных изменений в милиции. Публикация издана в рамках серии Аналитика СоБезопасности[2].

В фокусе – система оценки ОВД

В фокусе исследования - система оценки ОВД, которая на сегодняшний день превратилась в один из сдерживающих факторов эффективной работы ведомства. Оценка сотрудников и подразделений в настоящее время базируется, прежде всего, на статистических показателях раскрываемости в сравнении с предыдущими периодами. Укоренившийся подход приводит к гонке за процентом, и оттесняет на задний план профилактические аспекты в работе, взаимодействие с населением и т.д. В свою очередь, правозащитники обеспокоены тем, что распространенные критерии подстегивают к незаконным методам ведения оперативно-следственных действий, включая пытки (Глава 2). Внедрение инновационных методов оценки в отношении, например, участковых инспекторов милиции, до сих пор наталкивалось на потребности глав территориальных ОВД поддерживать необходимый уровень статистики, а также внутриведомственные традиции (параграф 1.2).

В аналитическом документе приводится анализ существующих подходов в оценке (глава 1), а также обращается внимание на субъекты оценки (параграф 1.3). Интерес к последним связан с выводом, что руководители на сегодняшний день одновременно выступают в роли оценщиков и оцениваемых по одним и тем же критериям, что ведет к снижению объективности.

На одной волне с реформаторами от государства

Одной из главных причин, побудивших приступить к исследованию, стали инициативы МВД и Правительства, нацеленные на внедрение современных подходов в измерении качества работы органов власти и ОВД. По этому направлению министерство представило на публичное обсуждение проект приказа Об основных положениях оценки деятельности ОВД КР, что говорит о готовности к диалогу с гражданским обществом. Со стороны Правительства также принимаются решения, среди новых – план для руководителей органов власти с возможностью для общества видеть стоящие задачи и, соответственно, отслеживать достижения по истечении года.

Учитывая процессы изменения критериев оценки ОВД, выводы и рекомендации аналитического документа адресованы, прежде всего, для лиц, принимающих решения в Жогогорку Кенеше, Правительстве и МВД, а также для всех, кто заинтересован в проведении успешных реформ сектора общественной безопасности Кыргызстана.

Официальные инициативы могут улучшить ситуацию

но пока не способны изменить ее коренным образом. Анализ предложенного МВД проекта приказа показал наличие прогрессивных норм, таких как отделение критериев для подразделений от тех, что предлагается использовать в отношении сотрудников, внедрение социологических инструментов изучения общественного мнения, а также балльная система определения профессиональных и личностных свойств персонала (глава 4). Последнее нововведение способно сделать оценку более системной, однако размытость показателей оставляет для руководителей широкие возможности для интерпретации данных. В настоящем аналитическом документе подчеркивается необходимость четких, недвусмысленных критериев, что снизит вероятность необъективных решений и коррупции.

Кадры решают все

Попытки рассматривать оценку в отрыве от других управленческих функций, прежде всего, кадровых решений, неминуемо приведут к ограниченному эффекту. Даже идеально продуманная система оценки останется красивой декларацией до тех пор, пока каждый сотрудник не осознает, что хорошие показатели в работе являются гарантией продвижения по карьерной лестнице. Также важны и иные способы мотивации. Авторы изучают мотивирующее влияние текущей системы оценки (параграф 1.4), предлагаемых официальными органами власти вариантов решений (главы 4, 5), а также озвучивают собственное видение.

Служить обществу и защищать?

Красной нитью в аналитическом документе проходит идея, что продуманная система оценки способна не только вызвать эволюцию кадровой политики и управленческих аспектов в работе самой милиции, но и, что чрезвычайно важно, приведет к изменению природы отношений между правоохранителями и населением. В озвучиваемых МВД подходах за обществом предлагается закрепить возможность влияния только через соцопросы, но интерпретация полученных данных вновь остается на усмотрение руководителей милиции. Авторы аналитического документа предлагают пойти дальше и установить внешнюю оценку, что согласуется с намерениями, озвученными недавно главами правительства и министерства.

Субъекты оценки: внутренние и внешние

В публикации обосновывается актуальность отказа от старой модели оценки, осуществляемой преимущественно внутри ведомства. Сблизить милицию с обществом при сохранении учета профессиональных аспектов работы, способно четкое разделение внутренней и внешней оценки. Под внутренними субъектами понимаются руководители и штабные подразделения ОВД; под внешними - общественные формирования и местное самоуправление, которые по целому ряду вопросов могут проявить большую объективность и главное – ретранслировать мнение налогоплательщиков.

Гражданский союз За реформы и результат выражает готовность к обсуждению выводов и рекомендаций исследования со всеми заинтересованными сторонами.

REFORMA.KG

Фото: MVD.KG


[1] Подробнее см.: ru.wikipedia.org/wiki/Реформа_милиции_в_Киргизии

[2] С предыдущими исследованиями серии Аналитика СоБезопасности можно ознакомится по адресу: reforma.kg/

Полную версию можно:
  • скачать одним файлом в PDF
  • читать постранично

С информацией о методологии можно ознакомиться здесь


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
02.05.2024 Содействие на каждом уровне принятия решений. Можно ли сократить случаи бытового насилия в КР?
09.04.2024 Сопредседатель ОО "Гражданский союз" Тимур Шайхутдинов о том, зачем в милиции нужно больше женщин? (ВИДЕО)
25.09.2023 Гражданский союз обратился с системными предложениями по защите пострадавших от гендерного насилия
27.06.2023 Мальчика насиловали месяц, а милиция закрыла дело. Отец обратился к президенту
23.01.2023 В Кыргызстане предлагают наказывать уголовно за принуждение к примирению
09.06.2020 ЖК, ПРООН и партнеры подвели предварительные итоги парламентского проекта
Все протоколы, связанные с отсутствием маршрутных листов, должны быть отменены
08.05.2020 Все протоколы, связанные с отсутствием маршрутных листов, должны быть отменены
08.03.2019 Женщин-руководительниц в системе внутренних дел становится меньше, в то время как в целом доля аттестованных сотрудниц растет
10.08.2018 Accordion
18.05.2018 Контакты