Реформа милиции. Подходы двух концепций

Довольно медленно, но до государственных мужей доходит понимание необходимости реформирования правоохранительной системы. Не замечать с их стороны означает игнорировать мнение тысяч граждан, которые на протяжении последних лет требуют реформ. Определенные плоды приносят усилия членов Гражданского союза За реформы и результат, которые не просто написали свою версию концепции, но прежде всего, собрали и обобщили в ней мнения кыргызстанцев со всех регионов страны. Впрочем, власти остаются глухи по целому ряду идей, реализация которых потребовала бы политической воли.

Более года назад Гражданский союз За реформы и результат представил свое видение реформирования милиции, назвав его альтернативной концепцией. После продолжительного обсуждения в регионах и на просторах интернета программа была доработана к осени 2012 г. Под напором гражданского общества, Министерство внутренних дел в марте 2013 г. публикует собственный проект Концепции реформирования ОВД.

Бросается в глаза желание разработчиков официального документа обойти стороной вопросы совершенствования системы управления МВД, а также обилие в тексте общих фраз. Тем не менее, чувствуется позитивное влияние реформаторов.

Кадры решают все?

Разработчики Альтернативной концепции всегда выделяли кадровый вопрос в качестве наиболее важного, поскольку система строится на людях, в ней работающих. Реформировать МВД без обновления кадров – невозможно - замечали с самого начала активисты, предложив строить обновленное МВД без тех сотрудников, которые запятнали честь мундира.

По мнению ГС За реформы и результат, необходимо провести обновление кадров через поэтапное выведение сотрудников ОВД за штат с последующим набором работников через открытый конкурс. Таким образом, весь личный состав пройдет через сито отбора, который выбросит на обочинунеспособных работать по-новому и даст шанс прийти на службу новым кадрам.

Представителями гражданского общества также предлагается переформатировать Академию МВД в центр подготовки и переподготовки кадров. Сохранив прежнее название, но лишив у учреждения права предоставлять высшее образование, можно открыть возможность выпускникам гражданских ВУЗов приходить на работу в органы внутренних дел. Активисты продолжают настаивать также на том, что обучение сотрудников должно стать непрерывным процессом и сотрудник, претендующий на повышение, должен сначала получить дополнительные знания и навыки.

Еще одним важным элементом реформы должны стать новые критерии эффективности сотрудников, которые будут подстегивать человека расти, получать дополнительные знания. В настоящее время для оперативных работников и следователей действует старая палочная система оценки, иными словами процентомания, приводящая к нарушениям и подтасовкам со стороны представителей милиции ради получения нужного процента раскрываемости. По мнению активистов, критерии должны быть пересмотрены. Среди новых способов оценки особое место займет доверие населения к милиции, определяемое через опросы людей.

В документе, подготовленном в стенах МВД, кадровая политика также выступает одним из приоритетов. Здесь говорится о необходимости изменений в кадровой работе за счет создания прозрачных механизмов отбора, комплектования и расстановки кадров. Среди возможных путей достижения этого предлагается открытый конкурсный набор. На этом также настаивали реформаторы в альтернативной концепции, но МВД говорит о конкурсе не столь определенно, предлагая лишь в качестве возможного варианта. Не означает ли это, что признанный во всех странах способ набора сотрудников может так и не быть применен в МВД, и наем будет осуществляться по старинке – по воле начальника?

Академия МВД, стоящая в центре многих скандалов, в официальной концепции практически обойдена стороной.

В переподготовку кадров вводится принцип непрерывности, что согласуется с альтернативной концепцией. Впредь кадровые решения, связанные с повышением или переводом в другую службу будут осуществляться только на основе пройденного обучения по программам повышения квалификации.

Доводы ГС За реформы и результат привели к тому, что министерское руководство заговорило также об обновлении кадров: Должны быть созданы условия для обновления кадров ОВД, в том числе за счет кандидатов на службу из числа окончивших юридические ВУЗы, для чего на пилотной основе проводить апробирование комплектования отдельных служб и подразделений кандидатами на службу из числа гражданской молодежи.

Как это положение будет реализовано на деле - пока не ясно. Чиновники, в который раз обещают расписать детали в будущем. Возникает опасение, что размытость формулировок может помешать реализации решительных мер по вычищению правоохранительного органа от недобросовестных и непрофессиональных лиц.

Представители ГС За реформы и результат считают, что с учетом слабой политической воли и нехватки бюджетных средств, на этом этапе можно согласиться с обновлением кадров, начиная с пилотных служб, в качестве которых выступит ряд территориальных управлений внутренних дел как в городской, так и сельской местности.

В конце февраля из различных регионов в адрес реформаторов стали поступать предложения выбрать в качестве экспериментальной площадки определенные города. С такой инициативой, к примеру, выступили участники общественных слушаний из г. Кызыл-кия.

Наш город может стать пилотным для реализации проектов связанных с реформой МВД – заявил депутат городского кенеша г. Кызыл-Кия МухтарМиркадыров, - Мы с депутатами и жителями примем активное участие и поможем реализовать задуманное.

Гражданский менеджмент и независимый контроль

Как должна быть выстроена новая система управления в МВД? По этому поводу официальные лица молчат. Зато ГС За реформы и результат более года продвигает модель гражданского менеджмента. В частности, предлагается наделить министра полномочиями по обеспечению контроля за всей системой, решению финансовых и стратегических вопросов поддержания общественной безопасности на территории всей страны. В тоже время, по задумке активистов, гражданский министр не должен вмешиваться в каждодневную работу полиции. Таким образом, будет обеспечена независимость правоохранителей от политиков и партий.

Профессиональным руководителем всей полиции должен стать Генеральный комиссар, обладающий опытом милицейской работы, именно он будет нести персональную ответственность за работу правоохранителей.

Вся соль в том, что полиция должна стать самостоятельной от политиков и это, как и с обновлением кадров, является приоритетом реформаторов. Добиться этого можно через новые процедуры назначения главного начальника полиции на определенный срок посредством конкурса (3 года предлагают в ГС За реформы и результат), досрочная же отставка будет возможной только при нарушениях в работе генерального комиссара.

Независимой от полиции должна стать служба внутренних расследований. ГС За реформы и результат предложил создать Департамент содействия, чья работа будет открытой и подотчетной для общественности, самое главное, это подразделение никоим образом не будет связано с правоохранителями.

Кроме общих формулировок про развитие гражданского контроля, МВД ничего по этому поводу не говорит. В целом, направление правильное, но каким в итоге станет орган гражданского контроля? Снова молчание официальных лиц и отсылка в будущее.

В Грузии успех новой полиции во многом возник благодаря работе Генеральной инспекции МВД, которая нещадно ловила преступников в погонах и отдавала их в руки правосудию. Пойдут ли наши руководители на реальные шаги по искоренению коррупцию в рядах правоохранителей? Неизвестно.

Шаг к подотчетности ?

На местах лучше видны проблемы милиции, люди понимают, что им надо, а что нет - довольно часто подобная мысль повторялась в ходе недавних общественных обсуждений в регионах. В настоящее время вся милиция жестко централизована и начальника РУВД больше волнует, что о нем думают в центральном аппарате МВД и сам министр, а мнением населения никто особо не интересуется.

Альтернативная концепция предлагает назначать руководителей территориальной полиции с согласия местных кенешей, а также дать им право выносить вотум недоверия по итогам заслушивания годового отчета.

И главное, оценка эффективности служб должна осуществляться жителями через независимые социологические исследования. Так считают в ГС За реформы и результат.

В ответ, в прошлом министр внутренних дел, а нынче вице-премьер-министр Атаханов Ш.Е. посетовал на отсутствие средств на социологические опросы. К слову, как именно тратятся выделенные для системы МВД на 2013 г. 3 млрд 671 миллионов сомов, является государственной тайной, и гражданскому обществу довольно сложно проверить правильность доводов официального лица. Но с учетом международной помощи (сумма которой тоже засекречена) опросы не только возможны, но и необходимы.

В официальном проекте концепции относительно доверия к милиции как о критерии оценки, говорится гораздо меньше. Но написанное здесь, скорее говорит, о понимании важности учета мнения людей. Запланировано совершенствование нормативной правовой базы с внедрением механизмов внешнего общественного контроля и оценки. Среди предложенных мер – совершенствование общественно-профилактических центров.

МВД не может сделать реформу исключительно своими руками

К этому выводу благодаря настойчивости реформаторов пришло и правительство. На встрече с премьер-министром Сатыбалдиевым Ж.Ж., он публично поручил МВД внести положение о создании коллегиального органа при правительстве по управлению реформой ОВД. Министерство согласилось с тем, что в данный Координационный совет войдут не только представители власти, но и гражданского общества. Механизмы реализации заложенных в концепции мер будут разрабатываться рабочими группами. В представленном документе указано, что деятельность координационного совета по реформе будет освещаться в средствах массовой информации и на веб-странице.

Несмотря на оставшиеся замечания со стороны гражданского общества, Концепция реформирования ОВД будет принята. В нее еще могут внести ряд нововведений, но в корне они ничего не изменят. Каждый сам вправе решать, достаточно ли реформы, предлагаемой самим министерством. Члены ГС За реформы и результат признают, что некоторые их предложения, хотя и в измененном виде, вошли в документ. Но совершенствование системы невозможно без радикальных мер. Так или иначе, внесенный МВД программный документ - это осторожное движение вперед. Оценить эффективность намеченных мер не сложно: уже через год каждый гражданин и сотрудник милиции ответит для себя, ощущает ли они пользу от хода реформы? Или общество вновь будет обмануто?

В любом случае, ответственность за принятую реформу должны нести конкретные должностные лица, участвовавшие в разработке официального документа и принимающие его.

На данном этапе ГС За реформы и результат со своей задачей справился, предложив комплексное видение модернизации органов внутренних дел.

Тем менее, радикальные изменения в системе ОВД, заложенные в Альтернативной концепции, с повестки дня не снимаются.

Фото: REFORMA.KG, общественные слушания в регионах Кыргызстана по реформе милиции, февраль-март 2013 г.


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
02.05.2024 Содействие на каждом уровне принятия решений. Можно ли сократить случаи бытового насилия в КР?
09.04.2024 Сопредседатель ОО "Гражданский союз" Тимур Шайхутдинов о том, зачем в милиции нужно больше женщин? (ВИДЕО)
25.09.2023 Гражданский союз обратился с системными предложениями по защите пострадавших от гендерного насилия
27.06.2023 Мальчика насиловали месяц, а милиция закрыла дело. Отец обратился к президенту
23.01.2023 В Кыргызстане предлагают наказывать уголовно за принуждение к примирению
09.06.2020 ЖК, ПРООН и партнеры подвели предварительные итоги парламентского проекта
Все протоколы, связанные с отсутствием маршрутных листов, должны быть отменены
08.05.2020 Все протоколы, связанные с отсутствием маршрутных листов, должны быть отменены
08.03.2019 Женщин-руководительниц в системе внутренних дел становится меньше, в то время как в целом доля аттестованных сотрудниц растет
10.08.2018 Accordion
18.05.2018 Контакты