Ожидается рост преступности после карантина. Будет ли в Кыргызстане новая система профилактики?

Эксперты отмечают, что после вынужденного двухмесячного карантина может произойти всплеск преступности. Что делают чиновники, чтобы предотвратить насилие? МВД совместно с представителями гражданского общества уже разработали систему профилактики правонарушений в виде проектов закона и концепции. Но эти документы, как бывало не раз, могут потеряться в бюрократической волоките кабмина - пишет агенство Кактус в своем аналитическом материале, который мы приводим здесь полностью.

Статистика преступлений

Уголовная статистика последних лет показывает устойчивый рост преступности. В 2017 году было зарегистрировано 27 706 преступлений, в 2018-м - 29 718 фактов, а в 2019-м зафиксировано уже 41 622 преступления и 22 211 проступков. Частично чиновники это объясняют введением ЕРПП, когда укрывать правонарушения стало сложнее.

Однако независимая аналитика рисует менее радужную картину. В 2019 году Нацстатком выявил, что реальный уровень преступности в 17 раз превышает данные официальной статистики правоохранительных органов.

Как отметил представитель Гражданского союза "За реформы и результат" Тимур Шайхутдинов, это объясняется тем, что люди не готовы идти со своими заявлениями в правоохранительные органы, так как не хотят тратить свое время или не доверяют системе. Есть и те, кто элементарно боится обращаться в милицию.

"Вообще уголовная статистика искажается еще с советских времен. Это связано с тем, что работу милиции оценивают по проценту раскрываемости. Чтобы не портить показатели, если ясно, что получишь очередной "висяк", сотрудник может попросту не зарегистрировать заявление от потерпевшей стороны", - высказался он.

Напрашивается вывод, что доподлинно уровень преступности в Кыргызстане не известен никому. Но реальные цифры явно выше официальных данных.

Коронакризис может сказаться и на преступности

Последствия COVID-19 в первую очередь экономические. Уже сейчас правительство прогнозирует, что дефицит республиканского бюджета в 2020 году составит 37 млрд 724,3 сома. Такие кризисы в первую очередь ощущают на себе уязвимые группы. Об этом ранее говорил депутат Жогорку Кенеша Мирлан Жеенчороев: "Одним из серьезных последствий пандемии может стать всплеск преступности, начиная от краж и уличных грабежей, заканчивая разбойными и иными крупными посягательствами на имущество с применением тяжкого насилия".

Среди самых сложных, требующих внимания общества и государства проблем остаются семейное насилие и правонарушения среди детей и преступления в отношении детей.

Среди уязвимых - дети

По данным Генпрокуратуры, в 2018 году в отношении детей совершено 1 368 преступлений, а это на 24% больше, чем в 2017-м, и на 59% больше, чем в 2016-м.

Все чаще сами дети оказываются в конфликте с законом.

Официальная статистика далека от реальности и здесь. Если агрессия происходит в семье, то милиция может даже не узнать об этом, это же касается насилия в школе и рэкета. Гражданское общество бьет тревогу давно.

"Все боятся рассказывать про школьный рэкет, так как в итоге все равно узнают, кто "настучал". Если узнали, например, что "настучал" кто-то из 10 "А" класса, то собирают весь класс (мальчиков) в одном месте и говорят, чтобы признавался тот, кто "настучал", иначе будут бить всех. И бьют всех", - рассказал ученик в ходе одного из исследований Гражданского союза "За реформы и результат".

По мнению директора Центра восстановления семьи "Альтернатива" Лиры Исмаиловой, реальность профилактической работы с детьми пока далека даже от того, что прописано в законах и правилах.

"Работа с детьми требует хорошую площадку различных структур, которые должны вовлекаться, сопровождать ребенка и проводить с ним профилактику, нужно также повышать потенциал инспекции по делам несовершеннолетних, а он пока низкий", - отметила Исмаилова.

И сейчас по итогам карантина ситуация показала, что родители часто не хотят слышать детей и общаться с ними.

"За два месяца карантина к нам поступило 230 звонков от подростков и их родителей. Городские дети еще могут позвонить, гораздо страшнее ситуация в регионах, когда есть только школа, дом, больница и магазин. Детям необходимы отдушины - такие точки притяжения, которые бы помогли им рассказать о проблемах внутри семьи.

Нас никогда не спрашивают, чего мы хотим.

Исмаилова уверена, что ИДН необходимо передавать в социальное министерство, а органы МСУ должны больше заниматься профилактикой в отношении детей.

Семейное насилие

О проблеме насилия в семье сейчас заговорили многие, начиная от милицейских начальников и представителей НПО, заканчивая депутатами. Но серьезных сдвигов в решении этого вопроса пока незаметно. После введения высоких штрафов по ст. 75 Кодекса о проступках сами жертвы, как правило это женщины, опасаются писать заявления, потому что это ударит по семейному бюджету.

Более 7 тыс. дел было прекращено после того, как сами потерпевшие забрали свои заявления.

Эксперт-юрист Диана Макембаева отмечает, что в реальности все остается на плечах правоохранительных органов, а другие структуры со своими задачами не справляются.

"Семейное насилие - это не только правоохранительная проблема, ее решение также лежит в социальной плоскости, культуре, образовании. И подходить надо со всех сторон", - высказала свое мнение Макембаева.

Эксперт считает, что комплексно работать нужно не только с жертвами, но и пытаться через образовательные программы и психологические консультации менять поведение агрессоров.

Закон и концепция, которые могли бы изменить ситуацию

В 2019 году комитет ЖК по правопорядку провел оценку исполнения Закона "О профилактике правонарушений", и выяснилось, что его нормы лишь декларируют хорошие намерения, но механизмов, которые бы обеспечивали систематическую превентивную работу по профилактике, попросту нет.

"Мы пришли к выводу, что Закон "О профилактике" в нынешнем виде устарел и требует серьезной переработки", - отметила глава комитета, депутат Наталья Никитенко.

Ее коллега Мирлан Жеенчороев придерживается мнения, что государству гуманнее, экономичнее и выгоднее вести политику профилактики, чем бороться с последствиями в виде совершенных преступлений.

Год назад комитет поручил правительству внести проект нового закона "Об основах профилактики правонарушений", который бы смог изменить ситуацию к лучшему с учетом международного опыта. В решении депутатов также шла речь о необходимости разработки концепции государственной политики в этой сфере.

МВД и независимые эксперты в относительно сжатые сроки подготовили проекты закона и концепции.

"Отличием законопроекта стало более четкое разграничение ролей разных субъектов профилактики, консолидация их усилий, - отметил сопредседатель Гражданского союза Тимур Шайхутдинов, - также закладывается основы для укрепление роли местного самоуправления, появляется работа с жертвами и многое другое".

В свою очередь, проект концепции рассчитан на 2021 - 2027 гг и определяет приоритеты, среди которых преодоление семейного насилия, профилактика суицидов и правонарушений среди несовершеннолетних, работа с жертвами преступлений, безопасность на дорогах, снижение уровня преступлений против собственности.

Разработчики считают, что принятие закона и концепции могло бы создать новые правовые рамки и помочь четче определить вопросы, на которые государство должно обратить внимание

"Это было актуально и прежде, тем более в условиях пост-COVID, когда экономическая и социальная ситуации благоприятны для роста количества преступлений", - подчеркнул Шайхутдинов.

Тем временем срок работы нынешнего созыва парламента подходит к концу, а правительство еще не направило в Жогорку Кенеш ни проект закона, ни проект концепции.

Источник: Кактус


Прикрепленные файлы


Прикрепленное видео


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
В Кыргызстане предлагают ввести обязательное депонирование показаний по гендерным преступлениям и уголовную ответственность за принуждение к примирению
23.01.2023 В Кыргызстане предлагают ввести обязательное депонирование показаний по гендерным преступлениям и уголовную ответственность за принуждение к примирению
05.02.2021 Тимур Шайхутдинов: Прекратятся ли реформы в милиции Кыргызстана, если изменится структура правительства? (ВИДЕО)
15.01.2021 Опрос граждан по вопросам насилия в отношении женщин и девочек
08.01.2021 Тимур Шайхутдинов: Проект патрульной милиции без дальнейших реформ будет находится под угрозой
После исключения гражданского общества из реформы патрульной милиции появились риски отката назад
23.12.2020 После исключения гражданского общества из реформы патрульной милиции появились риски отката назад
06.10.2020 !!Гражданский союз выступил с обращением к политическим силам в связи с последними событиями в стране
Ожидается рост преступности после карантина. Будет ли в Кыргызстане новая система профилактики?
02.06.2020 Ожидается рост преступности после карантина. Будет ли в Кыргызстане новая система профилактики?
07.05.2020 Уроки пандемии: Ожидания общества от милиции и что происходит в реальности (ВИДЕО). Среди участников: Тимур Шайхутдинов
04.05.2020 Кто должен защитить медиков? Юрист провела анализ публичных извинений врачей
15.04.2020 ЧП 2020: Дополнительные полномочия повысили риски противоправных действий со стороны силовиков