Эксперты отмечают, что после вынужденного двухмесячного карантина может произойти всплеск преступности. Что делают чиновники, чтобы предотвратить насилие? МВД совместно с представителями гражданского общества уже разработали систему профилактики правонарушений в виде проектов закона и концепции. Но эти документы, как бывало не раз, могут потеряться в бюрократической волоките кабмина - пишет агенство Кактус в своем аналитическом материале, который мы приводим здесь полностью.
Уголовная статистика последних лет показывает устойчивый рост преступности. В 2017 году было зарегистрировано 27 706 преступлений, в 2018-м - 29 718 фактов, а в 2019-м зафиксировано уже 41 622 преступления и 22 211 проступков. Частично чиновники это объясняют введением ЕРПП, когда укрывать правонарушения стало сложнее.
Однако независимая аналитика рисует менее радужную картину. В 2019 году Нацстатком выявил, что реальный уровень преступности в 17 раз превышает данные официальной статистики правоохранительных органов.
Как отметил представитель Гражданского союза "За реформы и результат" Тимур Шайхутдинов, это объясняется тем, что люди не готовы идти со своими заявлениями в правоохранительные органы, так как не хотят тратить свое время или не доверяют системе. Есть и те, кто элементарно боится обращаться в милицию.
"Вообще уголовная статистика искажается еще с советских времен. Это связано с тем, что работу милиции оценивают по проценту раскрываемости. Чтобы не портить показатели, если ясно, что получишь очередной "висяк", сотрудник может попросту не зарегистрировать заявление от потерпевшей стороны", - высказался он.
Напрашивается вывод, что доподлинно уровень преступности в Кыргызстане не известен никому. Но реальные цифры явно выше официальных данных.
Последствия COVID-19 в первую очередь экономические. Уже сейчас правительство прогнозирует, что дефицит республиканского бюджета в 2020 году составит 37 млрд 724,3 сома. Такие кризисы в первую очередь ощущают на себе уязвимые группы. Об этом ранее говорил депутат Жогорку Кенеша Мирлан Жеенчороев: "Одним из серьезных последствий пандемии может стать всплеск преступности, начиная от краж и уличных грабежей, заканчивая разбойными и иными крупными посягательствами на имущество с применением тяжкого насилия".
Среди самых сложных, требующих внимания общества и государства проблем остаются семейное насилие и правонарушения среди детей и преступления в отношении детей.
По данным Генпрокуратуры, в 2018 году в отношении детей совершено 1 368 преступлений, а это на 24% больше, чем в 2017-м, и на 59% больше, чем в 2016-м.
Все чаще сами дети оказываются в конфликте с законом.
Официальная статистика далека от реальности и здесь. Если агрессия происходит в семье, то милиция может даже не узнать об этом, это же касается насилия в школе и рэкета. Гражданское общество бьет тревогу давно.
"Все боятся рассказывать про школьный рэкет, так как в итоге все равно узнают, кто "настучал". Если узнали, например, что "настучал" кто-то из 10 "А" класса, то собирают весь класс (мальчиков) в одном месте и говорят, чтобы признавался тот, кто "настучал", иначе будут бить всех. И бьют всех", - рассказал ученик в ходе одного из исследований Гражданского союза "За реформы и результат".
По мнению директора Центра восстановления семьи "Альтернатива" Лиры Исмаиловой, реальность профилактической работы с детьми пока далека даже от того, что прописано в законах и правилах.
"Работа с детьми требует хорошую площадку различных структур, которые должны вовлекаться, сопровождать ребенка и проводить с ним профилактику, нужно также повышать потенциал инспекции по делам несовершеннолетних, а он пока низкий", - отметила Исмаилова.
И сейчас по итогам карантина ситуация показала, что родители часто не хотят слышать детей и общаться с ними.
"За два месяца карантина к нам поступило 230 звонков от подростков и их родителей. Городские дети еще могут позвонить, гораздо страшнее ситуация в регионах, когда есть только школа, дом, больница и магазин. Детям необходимы отдушины - такие точки притяжения, которые бы помогли им рассказать о проблемах внутри семьи.
Нас никогда не спрашивают, чего мы хотим.
Исмаилова уверена, что ИДН необходимо передавать в социальное министерство, а органы МСУ должны больше заниматься профилактикой в отношении детей.
О проблеме насилия в семье сейчас заговорили многие, начиная от милицейских начальников и представителей НПО, заканчивая депутатами. Но серьезных сдвигов в решении этого вопроса пока незаметно. После введения высоких штрафов по ст. 75 Кодекса о проступках сами жертвы, как правило это женщины, опасаются писать заявления, потому что это ударит по семейному бюджету.
Более 7 тыс. дел было прекращено после того, как сами потерпевшие забрали свои заявления.
Эксперт-юрист Диана Макембаева отмечает, что в реальности все остается на плечах правоохранительных органов, а другие структуры со своими задачами не справляются.
"Семейное насилие - это не только правоохранительная проблема, ее решение также лежит в социальной плоскости, культуре, образовании. И подходить надо со всех сторон", - высказала свое мнение Макембаева.
Эксперт считает, что комплексно работать нужно не только с жертвами, но и пытаться через образовательные программы и психологические консультации менять поведение агрессоров.
В 2019 году комитет ЖК по правопорядку провел оценку исполнения Закона "О профилактике правонарушений", и выяснилось, что его нормы лишь декларируют хорошие намерения, но механизмов, которые бы обеспечивали систематическую превентивную работу по профилактике, попросту нет.
"Мы пришли к выводу, что Закон "О профилактике" в нынешнем виде устарел и требует серьезной переработки", - отметила глава комитета, депутат Наталья Никитенко.
Ее коллега Мирлан Жеенчороев придерживается мнения, что государству гуманнее, экономичнее и выгоднее вести политику профилактики, чем бороться с последствиями в виде совершенных преступлений.
Год назад комитет поручил правительству внести проект нового закона "Об основах профилактики правонарушений", который бы смог изменить ситуацию к лучшему с учетом международного опыта. В решении депутатов также шла речь о необходимости разработки концепции государственной политики в этой сфере.
МВД и независимые эксперты в относительно сжатые сроки подготовили проекты закона и концепции.
"Отличием законопроекта стало более четкое разграничение ролей разных субъектов профилактики, консолидация их усилий, - отметил сопредседатель Гражданского союза Тимур Шайхутдинов, - также закладывается основы для укрепление роли местного самоуправления, появляется работа с жертвами и многое другое".
В свою очередь, проект концепции рассчитан на 2021 - 2027 гг и определяет приоритеты, среди которых преодоление семейного насилия, профилактика суицидов и правонарушений среди несовершеннолетних, работа с жертвами преступлений, безопасность на дорогах, снижение уровня преступлений против собственности.
Разработчики считают, что принятие закона и концепции могло бы создать новые правовые рамки и помочь четче определить вопросы, на которые государство должно обратить внимание
"Это было актуально и прежде, тем более в условиях пост-COVID, когда экономическая и социальная ситуации благоприятны для роста количества преступлений", - подчеркнул Шайхутдинов.
Тем временем срок работы нынешнего созыва парламента подходит к концу, а правительство еще не направило в Жогорку Кенеш ни проект закона, ни проект концепции.
Источник: Кактус