Существующая система оценки деятельности органов внутренних дел малоэффективна и имеет ряд негативных последствий, начиная от распространения пыток для достижения нужных статистических показателей (требуется, прежде всего, показать данные не ниже, чем за прошлый год), заканчивая отказами в регистрации преступлений, имеющих небольшие шансы раскрытия. В МВД признают, что из-за сложившейся практики оценивания население, как главный потребитель правоохранительных услуг, исключено из процесса оценки деятельности ОВД.
Учитывая рекомендации, поступившие от экспертов Гражданского союза За реформы и результат и международных организаций, министерством внутренних дел и привлеченными экспертами был разработан проект Положения о комплексной оценке деятельности ОВД, которое планируется утвердить постановлением правительства.
В случае принятия документа, впервые в Кыргызстане оценка правоохранительного ведомства будет разделена на внутреннюю и внешнюю. Внешняя оценка будет осуществляться Общественным советом МВД с использованием данных от органов МСУ, общественных профилактических центров и общественности, а также результатов социологических опросов. Подробные механизмы внутренней оценки должны быть прописаны в отдельной ведомственной инструкции, а методические рекомендации внешней - разработаны Общественным советом МВД с вовлечением в этот процесс самого министерства и гражданского общества.
В долгосрочной перспективе комплексный подход в оценке способен положительно сказаться на открытости милиции перед обществом. Однако в предложенной системе оценки, как и в нынедействующей, не содержатся ясные последствия достижения либо недостижения показателей. При этом, эта неопределенность относится, как к персональной оценке, так и к оценке ОВД в целом, осуществляемой по линии внешней оценки.
Без регламентации влияния результатов оценки на управленческие и кадровые решения, эффект от изменений будет незначительным, а новые критерии рискуют остаться декларацией. В связи с этим, эксперты Гражданского союза предлагают в инструкции о внутренней оценке и других документах регламентировать воздействие результатов оценки сотрудников на принятие решений при повышении, понижении, а также определить иные способы мотивации.
Одним из предлагаемых механизмов внешней оценки, который позволит общественности и органам МСУ не только вовлечься в процесс поддержания безопасности, но и профессионально формулировать свое мнение по деятельности ОВД, стала идея разработки совместных планов обеспечения безопасности. Предполагается, что совместные планы будут разрабатываться представителями ОВД, МСУ и гражданского общества на местах, и будут использованы при оценке работы милиции и других вовлеченных в обеспечение безопасности сторон. Предлагаемый подход способен ориентировать оценку на способность милиции учитывать в своей работе потребности общин.
СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ ИТОГОВОГО ДОКЛАДА