30 апреля 2013 года Правительство Кыргызской Республики приняло стратегический документ, определяющий курс реформы милиции – Меры по реформированию органов внутренних дел. В сентябре 2013 года был создан коллегиальный орган, на который была возложена функция реализации реформы – Совет по реформированию и развитию системы правопорядка при Правительстве. С этого момента реформа официально была запущена, начался процесс разработки и внедрения механизмов преобразований в милиции.
Что было осуществлено в процессе реформы? На этот вопрос в течении всего периода реформирования искала ответ мониторинговая группа Гражданского союза За реформы и результат, попутно предлагая механизмы совершенствования деятельности правоохранительного органа и системы поддержания общественной безопасности в целом. Мониторинг осуществляется по единой методологии на территории всей страны и касается тех направлений реформы, которые напрямую относятся к идеям Альтернативной концепции реформы ОВД, разработанной гражданскими активистами в 2012 г.: управление реформой; укрепление взаимодействия милиции и населения; новая система оценки деятельности ОВД; конкурсный набор сотрудников ОВД и внедрение сопутствующих изменений в структуре обучения в Академии МВД
За период с ноября 2013 по октябрь 2014 гг. в рамках кампании мониторинга было выпущено 3 обзора хода реформы, содержащих промежуточные результаты наблюдения. Итоговый доклад был представлен общественности 30 октября 2014 г. на республиканском форуме Мониторинг реформы ОВД. Итоги года. Документ включает результаты анализа нормативных правовых и ведомственных актов, проектов документов, информации с мест, мнения сотрудников милиции, представителей НПО, МСУ и других. Рекомендации аналитического доклада направлены на улучшение и форсирование системных изменений в милиции. Далее публикуем основные выводы и рекомендации документа.
Гражданский союз За реформы и результат (сеть общественных организаций) приступил к профессиональному мониторингу реформы милиции в ноябре 2013 г. с акцентом на следующие направления: управление реформой; укрепление взаимодействия милиции и населения; новая система оценки деятельности ОВД; конкурсный набор сотрудников ОВД и внедрение сопутствующих изменений в структуре обучения в Академии МВД. Выбор перечисленных блоков связан, прежде всего, с их потенциалом оказать существенное воздействие на переформатирование всей системы поддержания общественной безопасности, а также с тем фактом, что именно эти направления прежде сеть продвигала в Альтернативной концепции реформы МВД[1]. Соответственно, за полноту их реализации активисты несут моральную ответственность перед 10950 гражданами, оставившими подписи в поддержку независимых предложений по усовершенствованию работы милиции.
Только через диалог и сотрудничество всех заинтересованных сторон возможен успех начатой реформы милиции. В этой связи мониторинг, осуществляемый Гражданским союзом и настоящий доклад нацелены не на критику, а на совместный поиск способов устранения возникающих препятствий для уточнения дальнейшего курса.
[1]www.reforma.kg/