Подсекция по разработке новых критериев оценки при МВД изучила поступившие предложения и к 10 августа 2014 г. подготовила новый документ – проект Основные положения комплексной оценки деятельности ОВД (далее: проект положения), который предполагается утвердить постановлением Правительства КР. Экспертную помощь в разработке этого документа оказал Центр ОБСЕ в г. Бишкеке.
Гражданский союз За реформы и результат после консультационной встречи с группой разработчиков в оперативном порядке внес предварительные дополнительные рекомендации в текст проекта положения, некоторые из которых включены в доработанный документ. При этом было обещано, что к началу сентября будет направлена доработанная справка, содержащая краткий анализ проекта положения и дополнительные рекомендации к нему.
Стоит отметить, что ряд важных рекомендаций Гражданского союза За реформы и результат уже отражен в проекте положения. В соответствии с рекомендациями документов, подготовленных ГС За реформы и результат, планируется принятие положения постановлением Правительства, разделены понятия внутренней и внешней оценки. В положении также упоминаются органы местного самоуправления.
Отражены полностью или практически полностью следующие рекомендации:
- определен аппробационныйпериодвнедрения комплексной оценки до 1 января 2016 г.;
- методические рекомендации по проведению внешней оценки разрабатываются Общественным советом МВД в месячный срок с участием МВД и гражданского общества;
- обязанность МВД и Совета по реформированию и развитию системы правопорядка при Правительстве с привлечением гражданского общества проанализировать результаты аппробационного внедрения комплексной оценки и по результатам анализа в установленном порядке внести предложения по усовершенствованию положения о комплексной оценке в Правительство;
- совместные планы ОВД и МСУ по профилактике правонарушений и обеспечению общественной безопасности, которые являются результатом внешней оценки и на их основе производится оценка;
- комплексная оценка проводится на ежегодной основе;
- исключено слово обобщенные применительно к результатам комплексной оценки, которые публикуются на сайте МВД.
Частично:
- данные о проведении отчетов УИМ, ИДН и руководства органа внутренних дел перед населением на обслуживаемой территории являются одним из критериев оперативной служебной деятельности по линии внутренней оценки;
- дополнительно незначительно усилена роль МСУ за счет закрепления за ними функций по разработке планов;
- для ИДН, УИМ, начальников территориальных ОВД предусматриваются дополнительные критерии, отражающие коммуникативные навыки взаимодействия с местным населением;
- четко определено, что внутренняя оценка проводится ОВД, а внешняя - Общественным Советом[1];
Не отражено:
- четкая роль МСУ при проведении внешней оценки[2];
- последствия внешней оценки;
- самооценка в рамках индивидуальной оценки;
- внешняя оценка министра внутренних дел;
- изменение порядка приема граждан, рассмотрения заявлений и жалоб;
- возможности для альтернативной внешней оценки, проводимой ГО;
- размыто влияние на кадровые решения результатов индивидуальной оценки;
- критерии, измеряющие коммуникативные навыки руководителей территориальных ОВД, УИМ, ИДН, являются внутренними, в тоже время целесообразно на основе этих критериев оценивать в рамках внешней оценки с механизмами влияния на результаты индивидуальной оценки.
- внешняя оценка расписано слабо.
Гражданский Союз выработал ряд ожиданий от системы оценки, на основе которых далее проведен анализ проекта положения и предложены дополнительные рекомендации. Ознакомиться с ними можно в полной версии документа.
[1] Гражданский союз предлагал закрепить внешнюю оценку за Общественным советом МВД на республиканском уровне и за представительными органами МСУ на местном
[2] Проект положения закрепляет только косвенную роль МСУ как источника информации для внешней оценки и одного из субъектов принятия совместных планов обеспечения безопасности