После введения чрезвычайного положения с 25 марта 2020 года на территории города Бишкека де-факто сложилась устойчивая правоприменительная практика требования у граждан «маршрутного листа» при передвижении ими вне комендантского часа сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащих, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. В социальных сетях распространялась информация о случаях наложения штрафов за отсутствие «маршрутного листа». По этой причине Гражданский союз "За реформы и результат" подготовил юридическое пояснение, а также еще 30 апреля 2020 года обратился в генеральную прокуратуру.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Конституции Кыргызской Республики каждый имеет право на свободу передвижения в Кыргызской Республике. Конституция же имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике. Все нормативные правовые акты должны соответствовать нормам Конституции.
При этом основной закон страны допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях охраны здоровья населения, но с оговоркой, что вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям. Кроме этого, согласно части 3 статьи 20 Конституции Кыргызской Республики, законами (подзаконными актами подавно) не могут устанавливаться ограничения прав и свобод в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 17 Конституционного закона «О чрезвычайном положении», комендант местности издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения всеми гражданами и должностными лицами, а также начальниками (командирами) уполномоченных государственных органов, ведающих вопросами обороны, внутренних дел, национальной безопасности, чрезвычайных ситуаций, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение и дополнительно привлеченных для обеспечения режима чрезвычайного положения.
Подпунктом 3 пункта 3 приказа №2 Коменданта г.Бишкека от 25 марта 2020 года было предписано УПСМ по ГУВД г.Бишкек разработать и представить на утверждение в ГУВД г.Бишкека порядок пешего передвижения на территории г.Бишкек. До сегодняшнего дня нет официального опубликования предписанного в вышеуказанном приказе Коменданта г.Бишкек порядка пешего передвижения на территории г.Бишкек.
К тому же ГУВД г.Бишкека в соответствии с нормами Конституционного закона «О чрезвычайном положении» не является органом, осуществляющим единое управление силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения и не имеет полномочий во время ЧП определять меры и временные ограничения, обязательные для всех граждан и должностных лиц, в том числе путем утверждения вышеуказанного порядка пешего передвижения на территории г.Бишкек.
По законодательству только комендант местности уполномочен издавать приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения. Согласно подпункта 8 статьи 17 Конституционного закона «О чрезвычайном положении», комендант местности оповещает через средства массовой информации население о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения.
Тщательная юридическая ревизия всех изданных и опубликованных в СМИ приказов коменданта г.Бишкека выявила отсутствие правовых предписаний населению г.Бишкека заполнять маршрутный лист.
К слову, подпунктом 20 статьи 22 Конституционного закона «О чрезвычайном положении» установлено, что в условиях чрезвычайного положения органы государственной власти и управления могут проверять документы в местах массового скопления граждан. Здесь очевидно, что речь идет о документах, удостоверяющих личность.
Но повсеместно практикуемый во время чрезвычайного положения весной 2020 года в г.Бишкеке маршрутный лист (с анкетными данными, целями, датами и временем передвижения гражданина) с натяжкой может быть признан документом в случае долговременного его хранения после возвращения гражданина в свое жилище. Но на самом деле все без исключения маршрутные листы гражданами были уничтожены сразу же.
Нам представляется, что маршрутные листы были бы целесообразны для эпидемиологических расследований по выявлению контактных лиц, однако для этих целей, по всей видимости, они не были использованы.
Поскольку широко оповещенное в СМИ устное требование коменданта г.Бишкека населению иметь при себе маршрутный лист при передвижении по г.Бишкеку, не было юридически надлежаще издано в приказе коменданта, данное требование о маршрутном листе незаконно. Так как согласно части 4 статьи 6 Конституции Кыргызской Республики официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов является обязательным условием вступления их в силу.
В то же время в период чрезвычайного положения в г.Бишкек весной 2020 года ко многим горожанам были применены взыскание в виде штрафа 2 категории (30 расчетных показателей) по статье 82 Кодекса Кыргызской Республики «О нарушениях», якобы за отсутствие у них маршрутного листа.
Объективная сторона нарушения, предусмотренного статьей 82 Кодекса Кыргызской Республики «О нарушениях», состоит в неповиновении законному требованию сотрудника органов внутренних дел, несущего обязанности по охране общественного порядка. Но обязательность маршрутного листа не была надлежаще юридически установлена приказом коменданта г.Бишкек, а соответствующий приказ не был официально опубликован, как того требует часть 4 статьи 6 Конституция Кыргызской Республики.
Следовательно, в отсутствии маршрутного листа при передвижении по г.Бишкеку вне комендантского часа нет состава нарушения, предусмотренного статьей 82 Кодекса Кыргызской Республики «О нарушениях» и все составленные на таком основании протоколы о нарушении в обязательном порядке подлежат отмене.
Также у незаконно привлеченных лиц сохраняется гарантированное конституционное право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами при исполнении служебных обязанностей (подпункт 7 части 5 статьи 20 Конституции Кыргызской Республики).
По данной ситуации, а также по вопросам нарушения санитарных норм в отношении задержанных за нарушение комендантского часа Гражданский союз обратился с заявлением в Генеральную прокуратуру 30 апреля 2020 г. Копия письма была направлена в Комитет Жогорку Кенеша по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции (подробнее здесь).
Источник фото: АКИpress