Без открытого Министерства внутренних дел невозможно в полной мере говорить об «Открытом правительстве». Для пересмотра изжившей себя практики утаивания от общества информации необходима политическая воля руководства страны.
Гражданский союз «За реформы и результат» считает важным придание открытого характера сведениям о МВД, в частности о штатной численности, структуре и финансировании.
Закрытость является пережитком советского подхода утаивания от граждан общественно значимой информации и основывается на ряде документов. Основной из них – это Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну, который был утвержден правительством в 1995 году.
При этом ответственные работники государственных органов публично не объясняют причины засекречивания, а необходимая по закону экспертная оценка целесообразности засекречивания в «интересах государства и граждан» отсутствует в открытом доступе.
Согласно статье 11 Закона КР «О защите государственных секретов КР», не подлежат засекречиванию сведения о положении дел в обеспечении правопорядка.
Предложение пересмотреть Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну и другую информацию о МВД, многократно озвучивалось на встречах с руководством правительства, депутатами Жогорку Кенеша, руководством МВД, отражалось в регулярно подготавливаемых обзорах мониторинга реформы ОВД и материалах СМИ. Последний раз пакет предложений поступал в Совет обороны (в настоящее время – безопасности) в 2016 году, однако реакции не последовало.
По мнению Гражданского союза, открытость доступа к данным о штатной численности и финансировании позволит обеспечить гражданский контроль и проведение независимого функционального анализа в ведомстве. Это может стать также одним из ключевых элементов в борьбе с коррупцией и нецелевым расходованием бюджетных средств.
Важно подчеркнуть, что в предложения Гражданского союза не затрагивают всей информации, касающейся ОВД. Закрытыми должны оставаться такие сведения, как персональные данные сотрудников и агентуры, информация о деятельности закрытых подразделений, тайна следствия и т.д.
К сожалению, все эти годы политической воли оказывалось недостаточно, чтобы избавиться от пережитков утаивания, следствием чего являются серьезные препятствия в реализации гражданского контроля и проведения независимого функционального анализа системы.
Общая инертность бюрократического аппарата и укоренившаяся практика поручать анализ и проработку структурных изменений по вертикали вниз, неминуемо приводят к тому, что решать какие реформы нужны, а какие нет, будет само МВД.
Контроль за расходованием бюджетных средств, осуществляемый государственными структурами, например, Счетной палатой, в полной мере не способен выявлять недостатки, вследствие высокой вероятности появления неформальных связей между проверяющими и проверяемыми.
Закрытый характер информации может приводить к ощущению вседозволенности госаппарата и, как следствие, к нецелевому и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Фото: Радио Азаттык (Кыргызская служба РСЕ/РС)