Насилие в отношении женщин на этот раз вылилось в вопиющий случай в селе Селекционное Сокулукского района Чуйской области, в ходе которого бывший муж нанес Асель тяжкие увечья, а прежде систематически подвергал ее преследованию (сталкингу) и сексуальному насилию.
Ранее она неоднократно обращалась за помощью в правоохранительные органы, но это не остановило эскалацию насилия. Поэтому помимо привлечения к ответственности виновного лица, общественность закономерно ставит вопросы относительно действий и бездействия со стороны должностных лиц, в том числе сотрудников милиции, службы пробации и судей.
Трагедия Асель, как и другие подобные факты, по которым государственная система не смогла обеспечить защиту пострадавшим, требуют поиска системных решений, чтобы гарантироватькаждой женщине защищенность и обеспечить справедливое правосудие. ПоэтомуГражданский союз выработал системные рекомендации в законодательство и правоприменительную практику, о которых мы прежде заявляли и которые могут быть приняты уже сейчас для недопущения подобных трагедий впредь.
Так, налицо признаки сталкинга (навязчивого преследования) со стороны бывшего мужа. Это довольно распространенное явление, которое пока не нашло должного отражения в законодательстве. Совместно с Омбудсменом мы уже обращались к депутатам Жогорку Кенеша с рекомендацией установить юридическую ответственность за сталкинг, с ужесточением наказания в случаях повторного преследования. Даже в случае отсутствия прямого физического посягательства, преследователь должен нести ответственность, что будет способствовать предупреждению более тяжких проявлений.
Кроме того, согласно Верховному суду, пострадавшая отказалась от обвинения через «примирение сторон». На сегодняшний день мы пока не владеем достоверной информацией о том, при каких обстоятельствах произошел отказ от поддержания обвинения и насколько добровольным было ее волеизъявление. Тем не менее, анализ других случаев гендерного насилия показывает, что «примирение сторон» нередко происходит с использованием угроз и шантажа в отношении пострадавших. На этот счет законодательство напрямую не определяет ответственность за оказание такого рода давления. В этой связи предлагается установить уголовную ответственность за принуждение потерпевших х к отказу от поддержания обвинения, в случаях когда такое давление сопряжено с насилием, угрозой насилия или шантажом. При этом в случаях принуждения со стороны должностных лиц, осуществляющих досудебное производство и органов дознания, должно следовать более суровое наказание. Это позволит усилить защищенность пострадавших на стадии досудебного производства.
Нужно также совершенствовать профилактические меры. Новое законодательство о профилактике вводит такое перспективное направление как виктимологическая профилактика. Однако алгоритмы действий виктимологической профилактики пока обтекаемы и по факту сводятся к выдаче временных охранных ордеров при семейном насилии. Этого недостаточно. Поэтому необходимо прописать порядок действий государственных структур по недопущению повторных случаев насилия и предоставлению психологической и иной необходимой помощи пострадавшим.
В дополнение мы обращаем внимание на необходимость появления в каждом территориальном подразделении ОВД специалистов по оказанию помощи пострадавшим от семейного, сексуального и других видов гендерного насилия. В их задачи должно входить прямое предоставление психологической помощи и поддержание связи с соответствующими госорганами, органами МСУ и гражданским обществом для обеспечения тех услуг, которые милиция не оказывает. Также такие специалисты будут осуществлять внутренний мониторинг за следователями и дознавателями ОВД в части их взаимодействия с пострадавшими и повышать потенциал личного состава в этой сфере. Следовательно, такими специалистами должны быть преимущественно женщины, гражданские лица и лица с опытом предоставления психологической помощи или оказания социальной помощи. Для обеспечения независимости от сотрудников милиции, осуществляющими производство уголовных дел и дел о правонарушениях, эти специалисты не должны напрямую подчиняться руководству территориального органа внутренних дел. Они могут относиться к специальному отделу в центральном аппарате МВД или вовсе к министерству труда, социального обеспечения и миграции.