Будущему президенту под силу определить вектор реформ в милиции. Ясное видение главы государства выступает в качестве ключевого условия начала диалога между всеми ветвями власти и обществом для определения курса преобразований. Так может быть положен конец многолетней истории имитации реформ в Кыргызстане. Гражданский союз "За реформы и результат" обратился ко всем кандидатам в президенты.
Изучив публикации в СМИ о желании основных претендентов на пост главы государства реформировать милицию, мы вынуждены признать недостаточность озвученных намерений. Кыргызстану нужны настоящие реформы правоохранительных органов, равно как и судебной системы! Без перестройки этих сфер невозможно поэтапное развитие в других областях - от экономики, до госуправления. Это вопрос восстановления доверия граждан к системе государственной власти и основа для последовательного развития всех сфер жизни общества.
Реформа правоохранительной системы волнует не только отдельных активистов, социологические опросы стабильно показывают, что 80% населения выступают за реформу правоохранительных органов, в первую очередь, милиции.
Необходимо признать, что все последние годы страна видела лишь имитацию реформ, ощутимые изменения, которые бы влияли серьезно на ситуацию с безопасностью, не произошли.
Мы осознаем, что согласно Конституции, утверждение программ развития лежит на Жогорку Кенеше и правительстве. Однако будущему президенту под силу обеспечить пределение векторов изменений. Ясное видение главы государства выступает в качестве ключевого условия начала диалога между всеми ветвями власти и обществом для определения курса преобразований. Так может быть положен конец многолетней истории имитации реформ в Кыргызстане.
10-го сентября в стране официально стартует предвыборная кампания, и у кандидатов еще есть шанс скорректировать свои программы, в том числе в части безопасности и правопорядка.
Гражданский союз «За реформы и результат» обозначил следующие направления реформы, подтверждая готовность к последующему диалогу со всеми заинтересованными сторонами.
Между милицией и обществом наблюдается разрыв, который, несмотря на попытки изменить ситуацию, так и не был преодолен. Свидетельством этому служат опасения жертв преступлений обращаться с заявлениями в милицию и низкий уровень доверия ко всей системе в целом.
Пора преодолеть этот разрыв. Современная полиция (мы должны со временем прийти к этому названию) должна быть разделена на полицию общественной безопасности и криминальную полицию. Формально такое разделение произошло в этом году, но по сути случилась лишь смена вывесок. Речь же идет о том, что полиция общественной безопасности, которая будет следить за правопорядком, должна быть подотчетной как МВД, так и органам МСУ. Население через своих законных представителей должно получить право оценивать эту категорию правоохранителей. Обоснованная негативная оценка должна быть основанием для снятия с должности главы полиции общественной безопасности соответствующего района или города. В то время как криминальная полиция должна оставаться с жестким вертикальным подчинением для обеспечения независимости следствия и оперативно-розыскной работы.
Мы также убеждены, что обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений должны стать задачей не только милиции, но и органов МСУ и других сторон. Четкое разграничение обязанностей позволит обеспечивать эффективно правопорядок.
На сегодняшний день сотрудник прекрасно понимает, что продвижение во многом зависит от его денежных возможностей или связей. Такая ситуация приводит к коррупции и подрыву уверенности эффективных и законопослушных борцов с преступностью в своем будущем.
Мы убеждены, что путь к эффективной кадровой политике лежит через конкурсный отбор сотрудников. При этом конкурс должен быть разделен на открытый - для тех, кто впервые поступает на службу и внутренний - на те позиции, где требуется профессиональный опыт. Служба должна быть привязана к контракту с четкими основаниями досрочного расторжения. Ясные критерии оценки могут также стать инструментом продвижения по служебной лестнице и повышения заработной платы.
МВД лихорадочно трясет каждый раз, как только меняется министр. Почти неограниченная власть руководителя ведомства приводит к постоянным кадровым перестановкам. Нередко за бортом остаются специалисты высокого класса. Другим негативным последствием зависимости является использование органов внутренних дел в политических целях.
Пора отказаться от советского единоначалия и перейти, как предлагалось не раз, к разделению системы управления на гражданского министра и профессионального руководителя полиции. За министром в этой модели будут закреплены функции по выработке политик, контроля за их реализацией. Служба внутренних расследований также должна быть подчинена министру
А руководитель полиции должен полностью управлять рутинной правоохранительной деятельностью, обладая по этим вопросам гарантией невмешательства со стороны министра. Основной гарантией для начальника полиции должен стать конкурсный порядок назначения на фиксированный срок.
Основа деятельность новой полиции должна быть определена в новом специальном законе «О полиции». В этом же документе должны быть прописаны гарантии независимости органов внутренних дел, а также принципы взаимосвязи между гражданским министром внутренним дел и полицией.
Внутренние механизмы расследования противозаконных действий в МВД работают слабо. И здесь дело не в названии службы внутренних расследований - ее меняли не раз, но суть оставалась прежней. А в том, как обеспечить независимость этого подразделения от ведомства. Как добиться того, чтобы коллеги не покрывали друг друга.
Решение в автономности, наборе и назначении руководства на конкретный срок – например, на 3 года. При этом служба внутренних расследований должна на ежегодной основе отчитываться перед обществом о результатах своей деятельности. Необходимо законодательно закрепить обязанность сотрудников полиции сообщать о противозаконных действиях сослуживцев, неисполнение этого требования должно приводить к увольнению из рядов правоохранительного органа.
Сейчас информация о штатной численности и финансировании МВД засекречена. В результате у общества нет возможности проконтролировать, насколько эффективно расходуются средства налогоплательщиков, выделяемые на органы внутренних дел. Это касается также помощи, оказываемой по линии международных организаций на техническое оснащение и реформирование ОВД.
МВД не отчитывается перед обществом ни о деятельности ведомства, ни о процессах реформирования. Информирование общества ограничивается только распространением сухих пресс-релизов через СМИ.
Решение в пересмотре статуса секретности сведений. Мы также настаиваем на регулярном предоставлении публичного отчета МВД о состоянии преступности и работе ведомства.
Хотя именно так называется подразделение по поддержанию безопасности дорожного движения, ему далеко до выполнения задач, отнесенных в мировой практике к патрульной полиции. Фактически это те же самые «гаишники», а объезд территорий в профилактических целях осуществляется ими крайне редко. Наблюдается чрезвычайно высокий уровень взяточничества.
Построение эффективной патрульной полиции должно начаться с выведения всех действующих сотрудников за штат и назначение на вакантные позиции через открытый конкурс. Следующим этапом должно стать базовое обучение обновленного личного состава. Именно через патрульную полиции впредь должен осуществляться набор всего личного состава органов внутренних дел. Так каждый будущий сотрудник будет постепенно проходить все ступени правоохранительной службы. Основной задачей каждого патруля должно стать не только выписывание штрафов за ПДД, но и обеспечение безопасности на конкретной, строго очерченной территории. Это и дорожная безопасность, и ситуация во дворах, быстрое реагирование на инциденты, преступления и т.д.
Мы также настаиваем на полноценном и всеобъемлющем внедрении проекта «Безопасный город» как элемента борьбы с коррупцией на дорогах.
При всем при этом, мы убеждены, что одной из фундаментальных предпосылок совершенствования правоохранительной системы должна стать параллельная судебная реформа. Только будучи реализованными вместе, эти два направления обеспечат безопасность и верховенство права в Кыргызстане
Фото: Азаттык (приведено ислючительно в иллюстративных целях)