Рекомендации аналитического документа направлены на разграничение внешней и внутренней оценки, а также внедрение четких и недвусмысленных критериев для персонала. Перечисленные ниже предложения также предполагают расширение роли гражданского общества и местного самоуправления в участии в формулировании планов деятельности милиции на различных уровнях. Внешние субъекты также могут участвовать в разработке специфических показателей, исходя из условий регионов и населенных пунктов.
Стоит напомнить, что ранее Гражданский союз За реформы и результат уже представлял ряд рекомендаций общего порядка, в том числе, разделение внешней и внутренней оценки, закрепление взаимосвязи результатов оценки и кадровых решений, утверждение рамочных норм оценки ОВД правительственным актом и другие[1].
Перечисленные далее рекомендации предназначены для Жогорку Кенеша, Правительства, МВД и подсекции Новые критерии оценки деятельности ОВД при МВД.
Общие рекомендации
- Предлагается разграничить субъекты оценки ОВД на внешние и внутренние, закрепив эти понятия в Законе КР Об органах внутренних дел, Законе КР О взаимодействии ОВД и гражданского общества[2].
1.1. В качестве внешних субъектов могут выступить организации гражданского общества, ОПЦ, представительные органы МСУ (местные кенеши) и др.; внутренних – управленческий состав и штабные подразделения ОВД.
1.2 Результаты оценки территориальных подразделений по критериям, измеряемым внешними субъектами, рекомендуется передавать для обобщения и анализа в местные кенеши. Местные кенеши раз в год выносят решение об оценке работы милиции, результаты направляют для рассмотрение в МВД, которое в свою очередь:
- в обязательном порядке предоставляет публичный ответ по доводам МСУ;
- включает внешние результаты в таблицу показателей оценки оперативно-служебной деятельности территориальных ОВД (дополнительно в рекомендации 11);
- Общие положения об оценке ОВД рекомендуется отразить в нормативном правовом акте Правительства с указанием основных критериев, субъектов оценки, соотношения внутренней и внешней оценки, принципов влияния результатов оценки на кадровые и управленческие решения.
- На период до 2017 г. предлагается использовать для оценки руководящего состава и территориальных подразделений ОВД способность реализовывать Меры по реформированию ОВД и План реализации мер;
- Подробные процедуры внутренней оценки, а также влияния результатов внешней оценки на общую оценку целесообразно прописать в специализированной ведомственной инструкции, за основу которой может быть взят проект приказа МВД Об утверждении основных положений об оценке деятельности ОВД после внесения соответствующих изменений.
- Внедрить практику ежегодной публичной отчетности МВД, включающей результаты внутренней и внешней оценки.
- Рассмотреть возможность внедрения процедур внешней оценки МВД на национальном уровне, основанной на результатах внешней оценки территориальных подразделений:
Вариант 1: Закрепить данную функцию за Общественным советом МВД, реализовав в полной мере п. 8 ст. 7 Закона КР Об общественных советах государственных органов.
Вариант 2: Создание коллегиальной структуры с участием представителей Жогорку Кенеша, Правительства, государственных органов и Общественного совета МВД;
6.1.Результаты внешней оценки должны находиться в открытом доступе.
- Разработать и утвердить стандарты функциональных обязанностей различных категорий сотрудников ОВД, сделав их максимально подробными и не позволяющими двусмысленность толкований. Подобные документы в обязательном порядке должны пройти независимую экспертизу, вытекать из нормативных правовых актов и находиться в открытом доступе. Выполнение стандартов может быть использовано для персональной оценки.
- Принять во внимание проект закона О взаимодействии органов внутренних дел и гражданского общества, в котором предполагается разработка стратегических планов по обеспечению общественной безопасности на местном уровне с участием милиции, МСУ, гражданского общества и других сторон. Эффективность реализации таких планов может стать дополнительным критерием оценки территориальных подразделений внутренних дел.
- Предлагается провести экспертное обсуждение необходимости передачи системы учета и регистрации преступлений и криминогенной ситуации от МВД органам прокуратуры, либо Национальному статистическому комитету КР, заранее проанализировав положительные и негативные стороны от передачи данной функции.
Рекомендации по усовершенствованию проекта приказа МВД:
- Предлагается отразить перечисленные выше рекомендации общего порядка, и в случае утверждения правительственным актом рамочных норм оценки ОВД, переформатировать проект приказа в документ во исполнение правительственного решения.
- Предлагается дополнить проект Показателей оценки оперативно-служебной деятельности территориальных ОВД блоком внешняя оценка с высоким коэффициентом значимости, включающим такие критерии как: профилактическая работа, взаимодействие с населением, общественное доверие, эффективность проведения отчетных встреч, способность милиции решать специфические проблемы сообществ и т.д.
- Предлагается указать в документе методологию подсчета показателей оценки оперативно-служебной деятельности территориальных ОВД и общие рамки проведения социологических опросов.
- Относительно оценки личного состава предлагается определить четкие показатели, индикаторы, источники подтверждения и коэффициенты значимости индикаторов, использовав в качестве примера проект Показателей оценки оперативно-служебной деятельности территориальных ОВД (Приложение №1 к проекту приказа).
13.1 В перечень показателей для сотрудников предлагается включить способность к самообучению и участию в мероприятиях по повышению квалификации и др.
- Регламентировать влияние результатов внутренней и внешней оценки на кадровые решения в отношении личного и руководящего состава, включая поощрения и взыскания, а также на управленческие решения; предусмотреть использование полученных данных в планировании деятельности ОВД.
- Внедрить понятие оказание услуг населению, раскрыть в проекте приказа критерии оценки, вытекающие из этого понятия.
- Включить возможность самооценки сотрудников (добавить раздел самооценки в приложении №2 проекта приказа).
- Сделать обязательными опросы участников процессуальных действий, проводимые внешними оценщиками.
- Обязать глав территориальных ОВД учитывать проведение отчетных встреч УИМ при оценке деятельности последних.
Рекомендации по внедрению новой системы оценки ОВД:
- Внедрение новой системы возможно одновременно во всех ОВД КР, либо поэтапно после апробации на базе пилотных ГОРОВД.
19.1. Поэтапное внедрение внешней оценки возможно на основе утвержденного плана по следующей схеме: на первом этапе в пилотных районах и населенных пунктах (на уровне ГОРОВД). В последующем, после корректировки, распространение на территории всей страны.
19.2. При пилотировании новой системы оценки целесообразно проведение мониторинга, способного выявить положительный и негативный эффект, и сравнить деятельность ГОРОВД в пилотных территориях с теми, где действует старая система.
- Организовать обсуждение и доработку новых подходов оценки с различными заинтересованными сторонами, в том числе, с личным составом ОВД, представителями МСУ, гражданского общества, независимыми экспертами.
- Активное информационное освещение примеров и результатов внедрения новых подходов с привлечением СМИ и использованием интернет-платформ.
Скачать полную версию в PDF
Переход к краткой версии
Download the English version(available short version only)
[1] Обзор №1 хода реформы в ОВД (март 2014 г.): www.reforma.kg/media/uploads/users/admin/files/Rev_1_26.03.14.pdf (стр. 7-8)
[2] Законопроект О взаимодействии ОВД и гражданского общества в настоящее время находится на стадии разработки. ГС За реформы и результат в апреле 2014 г. направил ряд рекомендаций по содержанию документа. Подробнее см.: reforma.kg/