3. Значимость изменения системы оценки в общей реформе ОВД

Как показало исследование текущей ситуации, распространенный в настоящее время подход в оценке, основанный во многом на статистике раскрываемости, провоцирует целый ряд негативных последствий, как по отношению к личному составу, так и опосредованно для общества.

Согласно популярной теории ожиданий (Виктор Врум)[1], мотивация персонала зависит от трех переменных: ожидание сотрудников, что их работа даст желаемый результат; ожидание, что результат приведет к вознаграждению; ожидание, что вознаграждение будет валентно, т.е. ценно для самого сотрудника. Укоренившаяся в МВД практика, с точки зрения этого научного подхода, неэффективна.

Так, система оценки направлена на поддержание дисциплины за счет постоянно висящей над сотрудниками угрозы наказания при недостижении количественных показателей. В то же время другая функция оценки – мотивация на эффективную работу – реализована слабо. Как бы сотрудник не стремился соответствовать критериям, решение о вознаграждении непредсказуемо, и не обусловлено достигнутыми результатами в работе. Эта ситуация сложилась из-за отсутствия четкой регламентации кадровых и управленческих решений, привязанных к результатам в работе.

Говоря об усилении социальной ответственности милиции, можно ввести дополнительную переменную – ожидание общества, - описывающую степень эффективности милиции, как службы, предоставляющей услуги гражданам в сфере обеспечения личной безопасности. Ориентированность ОВД на общественные потребности и запросы может также иметь мотивирующий эффект для сотрудников, из-за ожидаемого повышения доверия и уважения со стороны населения.

Современная модель правоохранительной деятельности наделяет население правом доводить свои предложения по приоритетам поддержания безопасности и, соответственно, возлагает на полицию обязательство отчитываться о проделанной работе.

В свою очередь, сложившаяся в ОВД КР конструкция, в силу военизированности структуры и слабого внешнего контроля, затрудняет общественное влияние на результаты ее деятельности. Закономерным стало появление автономной внутриведомственной субкультуры с характерными ценностями и потребностями. По данным ряда исследований, профессиональная ментальность сотрудников правоохранительных органов может отличаться пессимизмом в отношении социальной справедливости, позицией постоянного подозрения, изолированной общественной жизнью, сильным кодексом солидарности, а также осознанием морального права и даже необходимости применять незаконные методы[2].

Укоренившиеся критерии оценки и трудности при попытках их изменить, предположительно, являются следствием такого рода обособленности правоохранительного органа.

Опыт Saferworld, который в партнерстве с местными НПО в течение трех последних лет поддерживает создание рабочих групп по безопасности сообществ, показывает потенциал правоохранительных органов стать более открытыми к потребностям людей. Используемый в пилотном режиме метод приоритизации и решения проблем безопасности совместно с местной общиной стал шагом к расширению спектра задач милиции на местах и лучшему учету специфических для конкретной территории нужд.

Отмечая несомненную пользу от диалога между милицией и населением, приходится констатировать ее ограниченный эффект, сохраняющийся до тех пор, пока не появится законная основа для гражданского контроля над работой милиции.

Именно внешняя оценка может стать инструментом гражданского контроля.

Значимую роль в этом может играть местное самоуправление, как орган власти, обладающий мандатом от населения и представляющий его интересы на локальном уровне, а также организации гражданского общества, ОПЦ и другие.

Внешняя оценка на местах, учитывая различие условий и потребностей сообществ, должна включать не только общие критерии (доверие к милиции, чувство безопасности и т.д.), но и специфические. Например, способность милиции решать проблемы рэкета в школах, скотокрадства, частых случаев суицида среди подростков, дорожно-транспортных происшествий, приграничных конфликтов на бытовой почве[3], если эти или иные проблемы оказываются злободневными на территории. Такая взаимосвязь между насущными проблемами и критериями оценки способна установить тесную связь и подотчетность ОВД перед жителями в решении проблем безопасности, не подменяя выполнение традиционных функций, таких как борьба с преступностью.

Изменение системы оценки с включением внешних субъектов может стать одним из ключевых факторов успешности реформы милиции в целом

Среди вероятных внутренних последствий нерешения проблем - отток профессиональных сотрудников и тех, кто в своей работе стремится следовать Закону. Невнятные механизмы мотивации, основанные на соответствии формальным показателям и субъективные решения руководителей, могут вынудить добросовестных работников либо уйти со службы, либо подстроиться под неписаные правила.

Скачать полную версию в PDF

Переход к краткой версии

Download the English version(available short version only)

[1] См. также: Мотивационная теория ожиданий В. Врума cfin.ru/encycl/expectation_theory.shtml

[2] А.Мусабаева. Гражданский контроль в силовых структурах: состояние и перспективы //Альманах 2012: Реформирование сектора безопасности Кыргызстана. – Женева – Бишкек, 2013 г. – с. 142

[3] Данные проблемы были определены в числе приоритетных УИМ и ИДН нескольких районов юга республики


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
25.09.2023 Гражданский союз обратился с системными предложениями по защите пострадавших от гендерного насилия
27.06.2023 Мальчика насиловали месяц, а милиция закрыла дело. Отец обратился к президенту
09.06.2020 ЖК, ПРООН и партнеры подвели предварительные итоги парламентского проекта
Все протоколы, связанные с отсутствием маршрутных листов, должны быть отменены
08.05.2020 Все протоколы, связанные с отсутствием маршрутных листов, должны быть отменены
08.03.2019 Женщин-руководительниц в системе внутренних дел становится меньше, в то время как в целом доля аттестованных сотрудниц растет
10.08.2018 Accordion
18.05.2018 Контакты
10.05.2018 Конкурс на позицию эксперта по правовым вопросам
10.04.2018 Kyrgyzstan sees launching of 12 projects on security and crime reduction
03.04.2018 Timur Shaikhutdinov: There is a huge public potential to maintain law and order