Как показало исследование текущей ситуации, распространенный в настоящее время подход в оценке, основанный во многом на статистике раскрываемости, провоцирует целый ряд негативных последствий, как по отношению к личному составу, так и опосредованно для общества.
Согласно популярной теории ожиданий (Виктор Врум)[1], мотивация персонала зависит от трех переменных: ожидание сотрудников, что их работа даст желаемый результат; ожидание, что результат приведет к вознаграждению; ожидание, что вознаграждение будет валентно, т.е. ценно для самого сотрудника. Укоренившаяся в МВД практика, с точки зрения этого научного подхода, неэффективна.
Так, система оценки направлена на поддержание дисциплины за счет постоянно висящей над сотрудниками угрозы наказания при недостижении количественных показателей. В то же время другая функция оценки – мотивация на эффективную работу – реализована слабо. Как бы сотрудник не стремился соответствовать критериям, решение о вознаграждении непредсказуемо, и не обусловлено достигнутыми результатами в работе. Эта ситуация сложилась из-за отсутствия четкой регламентации кадровых и управленческих решений, привязанных к результатам в работе.
Говоря об усилении социальной ответственности милиции, можно ввести дополнительную переменную – ожидание общества, - описывающую степень эффективности милиции, как службы, предоставляющей услуги гражданам в сфере обеспечения личной безопасности. Ориентированность ОВД на общественные потребности и запросы может также иметь мотивирующий эффект для сотрудников, из-за ожидаемого повышения доверия и уважения со стороны населения.
Современная модель правоохранительной деятельности наделяет население правом доводить свои предложения по приоритетам поддержания безопасности и, соответственно, возлагает на полицию обязательство отчитываться о проделанной работе.
В свою очередь, сложившаяся в ОВД КР конструкция, в силу военизированности структуры и слабого внешнего контроля, затрудняет общественное влияние на результаты ее деятельности. Закономерным стало появление автономной внутриведомственной субкультуры с характерными ценностями и потребностями. По данным ряда исследований, профессиональная ментальность сотрудников правоохранительных органов может отличаться пессимизмом в отношении социальной справедливости, позицией постоянного подозрения, изолированной общественной жизнью, сильным кодексом солидарности, а также осознанием морального права и даже необходимости применять незаконные методы[2].
Укоренившиеся критерии оценки и трудности при попытках их изменить, предположительно, являются следствием такого рода обособленности правоохранительного органа.
Опыт Saferworld, который в партнерстве с местными НПО в течение трех последних лет поддерживает создание рабочих групп по безопасности сообществ, показывает потенциал правоохранительных органов стать более открытыми к потребностям людей. Используемый в пилотном режиме метод приоритизации и решения проблем безопасности совместно с местной общиной стал шагом к расширению спектра задач милиции на местах и лучшему учету специфических для конкретной территории нужд.
Отмечая несомненную пользу от диалога между милицией и населением, приходится констатировать ее ограниченный эффект, сохраняющийся до тех пор, пока не появится законная основа для гражданского контроля над работой милиции.
Именно внешняя оценка может стать инструментом гражданского контроля.
Значимую роль в этом может играть местное самоуправление, как орган власти, обладающий мандатом от населения и представляющий его интересы на локальном уровне, а также организации гражданского общества, ОПЦ и другие.
Внешняя оценка на местах, учитывая различие условий и потребностей сообществ, должна включать не только общие критерии (доверие к милиции, чувство безопасности и т.д.), но и специфические. Например, способность милиции решать проблемы рэкета в школах, скотокрадства, частых случаев суицида среди подростков, дорожно-транспортных происшествий, приграничных конфликтов на бытовой почве[3], если эти или иные проблемы оказываются злободневными на территории. Такая взаимосвязь между насущными проблемами и критериями оценки способна установить тесную связь и подотчетность ОВД перед жителями в решении проблем безопасности, не подменяя выполнение традиционных функций, таких как борьба с преступностью.
Изменение системы оценки с включением внешних субъектов может стать одним из ключевых факторов успешности реформы милиции в целом
Среди вероятных внутренних последствий нерешения проблем - отток профессиональных сотрудников и тех, кто в своей работе стремится следовать Закону. Невнятные механизмы мотивации, основанные на соответствии формальным показателям и субъективные решения руководителей, могут вынудить добросовестных работников либо уйти со службы, либо подстроиться под неписаные правила.
Скачать полную версию в PDF
Переход к краткой версии
Download the English version(available short version only)[1] См. также: Мотивационная теория ожиданий В. Врума cfin.ru/encycl/expectation_theory.shtml
[2] А.Мусабаева. Гражданский контроль в силовых структурах: состояние и перспективы //Альманах 2012: Реформирование сектора безопасности Кыргызстана. – Женева – Бишкек, 2013 г. – с. 142
[3] Данные проблемы были определены в числе приоритетных УИМ и ИДН нескольких районов юга республики