2. Анализ социальных последствий действующих подходов в оценке

Сложившаяся система оценки мотивирует сотрудников на выполнение тех аспектов работы, которые позволяют достичь высоких статистических показателей, при этом, профилактическая работа учитывается слабо.

Одним из последствий действующей системы оценки является применение противоправных действий со стороны сотрудников ОВД.


Негативное отношение к т.н. палочной системе сложилось как среди представителей гражданского общества, так и у ряда сотрудников ОВД. Однако среди среднего руководящего состава ОВД распространено мнение о том, что на сегодняшний день это лучшее, что придумано.

Некоторые эксперты формулируют широкий перечень негативных последствий погони за цифрами: коррупция, насилие и пытки в отношении задержанных по обвинению в преступлении, фальсификация документов, укрывательство настоящих преступников, а чаще отказ в регистрации преступления[1].

По мнению опрошенных правозащитников и адвокатов, критерии оценки, чрезмерно сфокусированные на раскрываемости, могут провоцировать пытки и другие незаконные действия со стороны правоохранителей. Сотрудник ОВД вынужден соответствовать показателям, которые были выявлены за прошлый период, как у него, так и у других коллег. Такая установка приводит к погоне за статистикой, в ущерб правам человека и качеству рассмотрения уголовных дел.

Статистика раскрываемости, существующая еще с советских времен - это и есть причина, порождающая пытки. Многие не понимают, что за статистикой стоят судьбы людей - приводит распространенное среди гражданского общества мнение адвокат из г. Бишкека[2].

Противозаконные методы в милиции применяются для получения признательных показаний или, когда вдобавок стараются получить признательные показания за другие эпизоды[3].

К схожей точке зрения приходят также представители правозащитного сообщества, специализирующегося на борьбе с насилием в ОВД[4] [5].

Начальник одного из РОВД с такими выводами не соглашается, утверждая, что за последнее время пытки перестали быть актуальной проблемой милиции[6].

Другая проблема заключается в том, что из-за привязки оценки к раскрываемости само МВД может не обладать достоверными данными о криминогенной ситуации и эффективности служб.

Руководители получают отфильтрованное описание происшествия, расследованием которого занимаются их подчиненные, формирующие информацию о предпринятых мерах - отмечает эксперт Анара Мусабаева[7].

С выводами журналиста газеты Дело № о том, что существующая статистика дутая, заместитель министра Курсан Асанов согласился.

Сейчас в Кыргызстане раскрываемость составляет 80-95 %, а в других странах (где полиция оснащена куда более мощной техникой, в том числе криминалистической) раскрываемость - всего лишь 20-25%[8].

С другой стороны, давление статистики вынуждает укрывать неочевидные преступления*, имеющие небольшие шансы раскрытия.

Мы гонимся за тем, чтобы достичь прошлогоднего уровня раскрытия, в связи с этим, в некоторых местах идет сокрытие преступлений, соответственно, доверие население теряется. Если зарегистрируешь, то процент [раскрываемости – прим. авторов] падает и на уровень прошлого года мы не выходим - заявил один из участников интервью с сотрудниками милиции.

Он также отметил, что регистрация всех заявлений возможна при отказе от гонки за процентом[9].

Существующая система, по мнению некоторых экспертов, заставляет сотрудников балансировать между стремлением достичь показателей не ниже прошлых, не достигая слишком высоких, иначе в следующий раз придется предоставить более высокие результаты.

Неслучайно, на постсоветском пространстве в качестве одной из временных мер предлагается обнуление показателей[10], чтобы данные прошлых лет не довлели над милицией.

Также отмечается конфликт интересов при учете и анализе данных[11]. В настоящее время служебно-оперативная статистика со всех правоохранительных органов и органов национальной безопасности собирается и обобщается МВД. Поскольку эффективность подсчитывается, прежде всего, на базе статистических данных, МВД может являться пристрастным источником информации.

Стоит также отметить, что преобладание статистических данных отчетности приводит к фокусированию правоохранителей на достижение тех аспектов в работе, которые будут положительно влиять на оценку. Как следствие такие направления, как установление социального партнерства остаются второстепенными.

Перечисленные выше явления, известные как специалистам, так и обывателям, снижают уровень доверия к милиции. В свою очередь, низкое доверие приводит к стремлению граждан минимизировать контакты с представителями правоохранительного органа и, соответственно, милиции становится сложнее в должной мере справляться со своими обязанностями.

Скачать полную версию в PDF

Переход к краткой версии

Download the English version(available short version only)

[1] Реформа Органов внутренних дел в КР. SIAR research&consulting. – Б, 2012. С. 26

[2] Интервью, г. Бишкек

[3] Там же

[4] Мониторинговый отчет Соблюдение права на свободу от пыток и жесткого обращения в ИВС, СИЗО, психиатрических и детских учреждениях КР за 2013 г., с. 13

[5] 90% обращений о применении пыток связаны с МВД КР, - представитель Национального центра по предупреждению пыток. ИА АКИpress, 18 июня 2014 г.: kg.akipress.org/news:599170

[6] Интервью с начальником одного из РОВД

[7] А.Мусабаева. Гражданский контроль в силовых структурах: состояние и перспективы //Альманах 2012: Реформирование сектора безопасности Кыргызстана. – г.Женева – г.Бишкек, 2013 г. – с. 141

[8] А.Исаев. МВД нужны реформы (интервью с К.Асановым)//Дело № - 29 мая 2013 г.

* Т.е. те преступления, по которым изначально отсутствуют сведения о лицах их совершивших.

[9] Фокус-группа с УИМ

[10] Панеях Э.Л., Титаев К.Д. От милиции к полиции. Реформа системы оценки деятельности ОВД. Аналитические записки по вопросам правоприменения. СПб: ИПП ЕУ СПб, 2011

[11] Интервью с бывшим членом Правительства КР


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
10.08.2018 Accordion
18.05.2018 Контакты
10.05.2018 Конкурс на позицию эксперта по правовым вопросам
10.04.2018 Kyrgyzstan sees launching of 12 projects on security and crime reduction
03.04.2018 Timur Shaikhutdinov: There is a huge public potential to maintain law and order
03.04.2018 They will fight against crime together in Bishkek
Гражданский союз
24.02.2018 Гражданский союз
Cтать лучше себя вчерашнего
18.02.2018 Cтать лучше себя вчерашнего
09.09.2017 Будущему президенту под силу определить вектор реформ в правооохранительной сфере
22.08.2017 Дезорганизованная работа патрульной милиции привела к фактическому отсутствию патрулирования улиц в столице

Фильтр

Сбросить