В Кыргызстане возможно будет усилен парламентский контроль над спецслужбами

С такой инициативой выступили депутаты Жогорку Кенеша Исхак Масалиев и Наталья Никитенко. Вчера на круглом столе они озвучили свои предложения для представителей государственных структур, гражданского общества и СМИ. 

Пакет документов предусматривает создание специализированного комитета по контролю за органами национальной безопасности. По предварительному варианту в него войдут по одному нардепу с каждой фракции из числа обладающих соответствующим уровнем компетенции. При этом члены комитета будут вынуждены подписать документы о неразглашении закрытых сведений, которые станут им известны. 

Кроме того, законодатели предлагают ввести квалификационные требования на должности руководящего состава ГКНБ с целью ограничить возможность прихода случайных, некомпетентных лиц. По словам инициаторов, все это не посягает на полномочия президента, который согласно Конституции, назначает и отправляет в отставку руководителей ГКНБ. 

"Эта сфера закрыта для народа, и было бы логично, чтобы парламент в рамках своей контрольной функции имел доступ к ней"

— цитирует Исхака Масалиева ИА "24.kg".

По его словам, речь не идет о том, чтобы рассказывать, что творится в ГКНБ. Речь о том, чтобы ГКНБ не допускал нарушения закона, если надо укреплять их полномочия нужными законами.

Формально парламентский контроль за спецслужбами в Кыргызстане уже существует. Но он разделен между двумя комитетами - Комитетом по международным делам, обороне и безопасности и Комитетом по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупии. По оценкам экспертов, такое разделение приводит к распылению внимания и к тому, что за сектором нацбезопасности контроля в реальности нет. А создание отдельной депутатской структуры с ограниченным числом членов может, в свою очередь, повысить уровень профессионализации депутатов, которые будут работать в этом комитете

Председатель Комитета Жогорку Кенеша по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции Наталья Никитенко  пояснила, что парламентарии готовы выслушать мнения представителей правительства, органов национальной безопасности, гражданского общества и экспертного сообщества в целях усовершенствования данного законопроекта.

Инициаторы предлагают наделить комитет следующими полномочиями - пишет издание Кактус:

  1. Право на получение доступа и изучение ежегодных и любых других докладов и отчетов, подготовленных спецслужбами.
  2. Право вызывать для дачи объяснений и пояснений представителей и сотрудников спецслужб.
  3. Право приглашать внешних экспертов и других граждан для дачи объяснений и пояснений.
  4. Право периодически встречаться с главами ответственных ведомств и/или руководителями спецслужб.
  5. Право проводить плановые и внеплановые проверки и заходить в служебные помещения спецслужб.
  6. Право отслеживать расходование средств в соответствии с утвержденным бюджетом.
  7. Проверять обеспечение секретности.
  8. Проверять соблюдение законов и подзаконных актов и иных документов, регламентирующих деятельность спецслужб.
  9. Периодически пересматривать внутреннюю политики спецслужбы, касающейся законности или адекватности ее деятельности.
  10. Проведение спецрасследований деятельности спецслужб в рамках установленных полномочий, в том числе по поступающим жалобам.
  11. Мониторинг периодической отчетности о проведенных расследованиях, касающихся серьезных вопросов законности и адекватности деятельности спецслужб.
  12. Привлекать внимание президента и премьер-министра к отчетам, касающимся вопросов законности деятельности спецслужб.

На круглом столе представители ГКНБ и секретариата Совета безопасности дали предварительные отрицательные заключения к законопроектам как посягающим на самостоятельность спецслужб.

С такой точкой зрения не согласен спикер "легендарного" парламента Медеткан Шеримкулов.

«Такая инициатива исходит из того, что деятельность органов национальной безопасности требует пристального внимания и чтобы общество почувствовало уверенность в том, что каждый гражданин обеспечен в своей безопасности вышестоящими и соответствующими структурами»

- приводит слова Медеткана Шеримкулова пресс-служба Жогорку Кенеша.

В свою очередь, эксперт Аида Алымбаева рассказала об опыте зарубежных стран, где успешно функционируют подобные спецкомитеты при высших представительных органах. Среди стран бывшего Советского союза такого рода институт существует в Грузии, и планируется создать в Украине. 

Свое мнение во второй части также озвучил представитель Гражданского союза "За реформы и результат" Тимур Шайхутдинов. По его словам, органы национальной безопасности в прошлые годы использовались для подавления инакомыслия. И на сегодняшний день нет никаких гарантий, что такая практика не повторится в будущем. Есть заявления президента Сооронбая Жээнбекова о необходимости перемен, что хорошо. Однако окно возможностей для реформ сектора безопасности может закрыться через полгода, если не предпринять реальные шаги уже сейчас.

Парламентский контроль - это инструмент, который может способствовать учету мнения кыргызстанцев в деятельности государственных структур исполнительной власти

- считает Т.Шайхутдинов.

В этой связи, парламентский контроль должен существовать во всех отраслях, в первую очередь в правоохранительном секторе. Нужно идти дальше и разработать методологию осуществления парламентского контроля, чтобы он осуществлялся на системной основе и позволял депутатам опираться на мнение граждан из всех регионов Кыргызстана. 

Гражданский союз, в свою очередь, намерен разработать методические рекомендации по осуществлению парламентского контроля за реализацией законов и иных решений Жогорку Кенеша в секторе правоохранительных органов. Также для содействия парламенту накануне организация представила Комитету по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции независимый доклад о ситуации в МВД.

Источники фото: 1 Спутник.КГ  2. Фейсбук Гульнары Джурабаевой


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
13.08.2018 Правоохранительную систему нужно прочищать извне и создавать заново, чтобы функция защиты не пропадала
Реформа милиции: когда ждать реального начала?
31.07.2018 Реформа милиции: когда ждать реального начала?
Гражданский союз призывает правительство обеспечить открытость информации о МВД
26.07.2018 Гражданский союз призывает правительство обеспечить открытость информации о МВД
Тимур Шайхутдинов: «Реформы способны выбить почву из-под ног радикальных течений»
25.07.2018 Тимур Шайхутдинов: «Реформы способны выбить почву из-под ног радикальных течений»
22.07.2018 У президента и в целом у госаппарата есть исторический шанс на системные реформы
Альтернативная концепция реформы МВД сохраняет актуальность
17.07.2018 Альтернативная концепция реформы МВД сохраняет актуальность
МВД не сможет самостоятельно провести реформу, необходимо участие всех сторон
16.07.2018 МВД не сможет самостоятельно провести реформу, необходимо участие всех сторон
Совместные планы по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений: Итоги реализации за 2016 год (2017)
05.07.2018 Совместные планы по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений: Итоги реализации за 2016 год (2017)
29.06.2018 Образование - главный инструмент в борьбе с экстремизмом, считает активист
Второй независимый доклад для Жогорку Кенеша о положении дел в Министерстве внутренних дел и реформе ОВД Кыргызской Республики (2018)
24.06.2018 Второй независимый доклад для Жогорку Кенеша о положении дел в Министерстве внутренних дел и реформе ОВД Кыргызской Республики (2018)

Фильтр

Сбросить