В Кыргызстане возможно будет усилен парламентский контроль над спецслужбами

С такой инициативой выступили депутаты Жогорку Кенеша Исхак Масалиев и Наталья Никитенко. Вчера на круглом столе они озвучили свои предложения для представителей государственных структур, гражданского общества и СМИ. 

Пакет документов предусматривает создание специализированного комитета по контролю за органами национальной безопасности. По предварительному варианту в него войдут по одному нардепу с каждой фракции из числа обладающих соответствующим уровнем компетенции. При этом члены комитета будут вынуждены подписать документы о неразглашении закрытых сведений, которые станут им известны. 

Кроме того, законодатели предлагают ввести квалификационные требования на должности руководящего состава ГКНБ с целью ограничить возможность прихода случайных, некомпетентных лиц. По словам инициаторов, все это не посягает на полномочия президента, который согласно Конституции, назначает и отправляет в отставку руководителей ГКНБ. 

"Эта сфера закрыта для народа, и было бы логично, чтобы парламент в рамках своей контрольной функции имел доступ к ней"

— цитирует Исхака Масалиева ИА "24.kg".

По его словам, речь не идет о том, чтобы рассказывать, что творится в ГКНБ. Речь о том, чтобы ГКНБ не допускал нарушения закона, если надо укреплять их полномочия нужными законами.

Формально парламентский контроль за спецслужбами в Кыргызстане уже существует. Но он разделен между двумя комитетами - Комитетом по международным делам, обороне и безопасности и Комитетом по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупии. По оценкам экспертов, такое разделение приводит к распылению внимания и к тому, что за сектором нацбезопасности контроля в реальности нет. А создание отдельной депутатской структуры с ограниченным числом членов может, в свою очередь, повысить уровень профессионализации депутатов, которые будут работать в этом комитете

Председатель Комитета Жогорку Кенеша по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции Наталья Никитенко  пояснила, что парламентарии готовы выслушать мнения представителей правительства, органов национальной безопасности, гражданского общества и экспертного сообщества в целях усовершенствования данного законопроекта.

Инициаторы предлагают наделить комитет следующими полномочиями - пишет издание Кактус:

  1. Право на получение доступа и изучение ежегодных и любых других докладов и отчетов, подготовленных спецслужбами.
  2. Право вызывать для дачи объяснений и пояснений представителей и сотрудников спецслужб.
  3. Право приглашать внешних экспертов и других граждан для дачи объяснений и пояснений.
  4. Право периодически встречаться с главами ответственных ведомств и/или руководителями спецслужб.
  5. Право проводить плановые и внеплановые проверки и заходить в служебные помещения спецслужб.
  6. Право отслеживать расходование средств в соответствии с утвержденным бюджетом.
  7. Проверять обеспечение секретности.
  8. Проверять соблюдение законов и подзаконных актов и иных документов, регламентирующих деятельность спецслужб.
  9. Периодически пересматривать внутреннюю политики спецслужбы, касающейся законности или адекватности ее деятельности.
  10. Проведение спецрасследований деятельности спецслужб в рамках установленных полномочий, в том числе по поступающим жалобам.
  11. Мониторинг периодической отчетности о проведенных расследованиях, касающихся серьезных вопросов законности и адекватности деятельности спецслужб.
  12. Привлекать внимание президента и премьер-министра к отчетам, касающимся вопросов законности деятельности спецслужб.

На круглом столе представители ГКНБ и секретариата Совета безопасности дали предварительные отрицательные заключения к законопроектам как посягающим на самостоятельность спецслужб.

С такой точкой зрения не согласен спикер "легендарного" парламента Медеткан Шеримкулов.

«Такая инициатива исходит из того, что деятельность органов национальной безопасности требует пристального внимания и чтобы общество почувствовало уверенность в том, что каждый гражданин обеспечен в своей безопасности вышестоящими и соответствующими структурами»

- приводит слова Медеткана Шеримкулова пресс-служба Жогорку Кенеша.

В свою очередь, эксперт Аида Алымбаева рассказала об опыте зарубежных стран, где успешно функционируют подобные спецкомитеты при высших представительных органах. Среди стран бывшего Советского союза такого рода институт существует в Грузии, и планируется создать в Украине. 

Свое мнение во второй части также озвучил представитель Гражданского союза "За реформы и результат" Тимур Шайхутдинов. По его словам, органы национальной безопасности в прошлые годы использовались для подавления инакомыслия. И на сегодняшний день нет никаких гарантий, что такая практика не повторится в будущем. Есть заявления президента Сооронбая Жээнбекова о необходимости перемен, что хорошо. Однако окно возможностей для реформ сектора безопасности может закрыться через полгода, если не предпринять реальные шаги уже сейчас.

Парламентский контроль - это инструмент, который может способствовать учету мнения кыргызстанцев в деятельности государственных структур исполнительной власти

- считает Т.Шайхутдинов.

В этой связи, парламентский контроль должен существовать во всех отраслях, в первую очередь в правоохранительном секторе. Нужно идти дальше и разработать методологию осуществления парламентского контроля, чтобы он осуществлялся на системной основе и позволял депутатам опираться на мнение граждан из всех регионов Кыргызстана. 

Гражданский союз, в свою очередь, намерен разработать методические рекомендации по осуществлению парламентского контроля за реализацией законов и иных решений Жогорку Кенеша в секторе правоохранительных органов. Также для содействия парламенту накануне организация представила Комитету по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции независимый доклад о ситуации в МВД.

Источники фото: 1 Спутник.КГ  2. Фейсбук Гульнары Джурабаевой


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
03.02.2019 Правоохранительным органам Узбекистана рассказали об опыте профилактике преступности в Кыргызстане
14.01.2019 Методология по осуществлению парламентского контроля
12.01.2019 Анализ законодательства Кыргызской Республики по парламентскому контролю
12.11.2018 Экспертное обсуждение: парламентский контроль за сектором безопасности
26.10.2018 Депутат Мирлан ЖЕЕНЧОРОЕВ: Что такое парламентский контроль?
13.08.2018 Правоохранительную систему нужно прочищать извне и создавать заново, чтобы функция защиты не пропадала
Реформа милиции: когда ждать реального начала?
31.07.2018 Реформа милиции: когда ждать реального начала?
Гражданский союз призывает правительство обеспечить открытость информации о МВД
26.07.2018 Гражданский союз призывает правительство обеспечить открытость информации о МВД
Тимур Шайхутдинов: «Реформы способны выбить почву из-под ног радикальных течений»
25.07.2018 Тимур Шайхутдинов: «Реформы способны выбить почву из-под ног радикальных течений»
22.07.2018 У президента и в целом у госаппарата есть исторический шанс на системные реформы

Фильтр

Сбросить