В Кыргызстане предлагают ввести обязательное депонирование показаний по гендерным преступлениям и уголовную ответственность за принуждение к примирению

Эти и другие рекомендации внесло общественное объединение «Гражданский союз» в Жогорку Кенеш для решения проблемы гендерного насилия, которая сохраняет свою злободневность.

Депутат Жогорку Кенеша Динара Ашимова инициировала законопроект в сфере охраны и защиты от семейного, сексуального и гендерного насилия. Он включает поправки в ряд законов – Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс о правонарушениях, Закон об охране и защите от семейного насилия. Проанализировав законопроект, Гражданский союз пришел к выводу, что его принятие может существенно расширить механизмы защиты от различных форм гендерного насилия.

Гражданский союз внес свои предложения в законопроект. Наиболее значимые из них:

  • уголовная ответственность за принуждение потерпевших к достижению примирения;
  • обязательное применение депонирования показаний жертв гендерного насилия;
  • отказ от проведения очных ставок с пострадавшими от такого рода преступлений;
  •   ответственность за сталкинг;
  • усиление комитетов по охране и защите от семейного насилия.

Рекомендации основываются на проведенном исследовании, консультациях с гендерными экспертами и практикующими адвокатами, и направлены на решение распространенных негативных практик. 

Ввести ответственность за давление на пострадавшую

Одна из распространенных проблем – принуждение к отказу от поддержания обвинения, иными словами «примирение» под давлением. Если в случае с сексуальным насилием сейчас обсуждается идея исключить саму возможность для примирения, то по целому ряду других преступлений и правонарушений такая возможность сохранится. Например, жертвы семейного насилия нередко находятся под давлением родственников агрессора и даже отдельных сотрудников правоохранительных органов. Такое давление направлено на получение встречного заявления. Возможно, это одна из причин, из-за которых порядка 90% заявлений о применении семейного насилия в итоге не доходят до суда.

Активисты предлагают ввести уголовную ответственность за принуждение к примирению, если оно совершается с использованием насилия, угроз насилия, шантажа и неоднократного психологического давления. Это должно отбить желание неправомерно воздействовать на пострадавшую. При этом давление со стороны работников правоохранительных органов и судов должно наказываться более жестко – лишением свободы на срок до пяти лет с запретом на занятие определенных должностей до двух лет.

Депонирование показаний должно стать обязательным

Другая проблема – причинение психологических травм в ходе следствия и суда. Потерпевшие от гендерного насилия нередко испытывают психологические страдания из-за обязанности отвечать по нескольку раз на одни и те же вопросы на стадии следствия. Это продолжается и в суде. Ситуация усугубляется тем, что многие сотрудники правоохранительных органов не знают, как обращаться с жертвами, могут по незнанию навредить пострадавшим и даже иногда подтолкнуть их передумать поддерживать обвинение. В криминологии на этот счет введено особое понятие «вторичная виктимизация».

В качестве примераможно привести случай, о котором в ходе исследования рассказала адвокат пострадавшей от гендерного насилия в Ошской области. Ее клиентка вынуждена была рассказывать в течение дня о своем деле шести разным сотрудникам ОВД, начиная с милиционера на КПП и заканчивая следователем и работниками, не имевшими никакого отношения к делу. Всем им было любопытно, и все давали неуместные советы.

Не отсутствие ли гендерной чувствительности правоохранительных органов является причиной того, что более 62% пострадавших от сексуального насилия, согласно виктимологическим опросам в Кыргызстане, не обращаются с заявлением в милицию?

Чтобы снизить психотравмирующее воздействие на пострадавших, предлагается в Уголовно-процессуальном кодексе установить обязательное применение депонирования показаний по гендерным преступлениям.

Депонирование — это проведение допроса пострадавших или свидетелей следственным судьей, которое снимает необходимость повторных показаний.

Хотя возможность депонирования уже предусмотрена в Уголовно-процессуальном кодексе, его применение остается на усмотрения следственного судьи. Рекомендация же направлена на введение института обязательного применения такой процедуры в отношении потерпевших от гендерного насилия. По этой же причине предлагается отменить практику проведения очных ставок по такого рода делам.

Обратить внимание на сталкинг

Гендерное насилие и пагубные практики не ограничиваются прямыми случаями физического насилия. В мире давно признано, что навязчивое систематическое преследование лица по признаку пола или «сталкинг» должно признаваться общественно опасным деянием. К таковым может также относиться киберсталкинг, когда злоумышленник преследует лицо в интернете. Хотя уже имеется ответственность за мелкое хулиганство, которое включает оскорбительное приставание к гражданам, принятие отдельной статьи будет способствовать противодействию преследованию по признаку пола.

Если попутно не совершены более тяжкие преступления, то сам по себе сталкинг предлагается наказывать штрафом, либо привлечением к общественным работам, либо применением ареста до пяти суток. 

Сообществам нужно помочь эффективно бороться с насилием

Отдельная рекомендация направлена на усиление местных комитетов по охране и защите от семейного насилия. Эти структуры уже начали появляться в стране. Однако зачастую они работают формально. Не решен вопрос участия в их работе депутатов местных кенешей. Гражданский союз убежден в необходимости законодательно обязать местные кенеши делегировать своих представителей в состав комитетов. Благодаря этому можно добиться систематического выделения из местных бюджетов финансирования мероприятий по профилактике гендерного и семейного насилия, созданию и поддержанию работы шелтеров.

Принятие предложенных законодательных изменений усилит механизмы защиты прав женщин и девочек от насилия и обеспечит их дополнительными правовыми гарантиями в случае, если такое насилие произошло. Однако помимо работы с законодательством необходимо совершенствовать практику работы правоохранительных органов, органов соцзащиты населения и местного самоуправления. Без этого любое прогрессивное законодательство может остаться лишь на бумаге.

Данная статья подготовлена юристами общественного объединения «Гражданский союз» в рамках сотрудничества с проектом USAID «Жигердуу жарандар», реализуемым организацией FHI 360. Мнения, приведенные в статье, необязательно отражают позицию USAID, правительства США или FHI 360. При поддержке проекта «Жигердуу жарандар» юристы ОО «Гражданский союз» оказывают правовую помощь кыргызстанцам и содействуют в укреплении механизмов защиты от гендерного и семейного насилия.


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
28.09.2024 У женщин стало больше шансов защитить себя. Что дают новые поправки по борьбе с насилием
06.08.2024 «Много старых машин». В Кыргызстане намерены вернуть обязательный техосмотр автомобилей
Проект USAID "Жигердуу жарандар" завершился. Как он помог кыргызстанцам?
13.06.2024 Проект USAID "Жигердуу жарандар" завершился. Как он помог кыргызстанцам?
17.04.2024 Галина Давлетбаева о том, почему женщины, пострадавшие от насилия, пишут встречное заявление (ВИДЕО)
09.04.2024 Зачем в милиции нужны женщины (и как это поможет снизить уровень насилия)
29.01.2024 Примирение сторон отменено. Что это даст обществу?
11.10.2023 Что делать, чтобы истории Асель не повторялись? Конкретные предложения
В Кыргызстане предлагают ввести обязательное депонирование показаний по гендерным преступлениям и уголовную ответственность за принуждение к примирению
23.01.2023 В Кыргызстане предлагают ввести обязательное депонирование показаний по гендерным преступлениям и уголовную ответственность за принуждение к примирению
05.02.2021 Тимур Шайхутдинов: Прекратятся ли реформы в милиции Кыргызстана, если изменится структура правительства? (ВИДЕО)
15.01.2021 Опрос граждан по вопросам насилия в отношении женщин и девочек