Тимур Шайхутдинов: «Реформы способны выбить почву из-под ног радикальных течений»

"Новые лица". По данным Государственной службы исполнения наказаний КР, в местах не столь отдаленных более 500 граждан отбывают различные сроки за экстремистскую и террористическую деятельность. Сегодня в целях безопасности они содержатся отдельно от других заключенных. Для такой маленькой страны, как наша, это серьезная статистика.

Президент КР Сооронбай Жээнбеков на недавнем саммите ШОС в Китае выразил обеспокоенность активизацией экстремистской пропаганды и вербовки граждан в ряды террористов. Мы беседуем с координатором Гражданского союза «За реформы и результат» Тимуром Шайхутдиновым о профилактике религиозного экстремизма и важности реформ в правоохранительной системе.

- Сирийская тема еще акутальна?

- По данным органов национальной безопасности, 850 граждан Кыргызстана считаются выехавшими в Сирию, 150 из них считаются погибшими. Эти цифры недавно были озвучены в парламенте. Благодаря тесной работе с сообществами в регионах нам известно, что в последнее время число выехавших в Сирию и Ирак в качестве наемников резко идет на спад. Несколько лет назад эта проблема стояла остро, а сейчас люди, наоборот, возвращаются оттуда.

По нашим наблюдениям, это связано с разными факторами. Во-первых, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов координированные действия силовых структур разных государств, в том числе наших органов, которые постарались перекрыть все известные каналы переброски наемников. К тому же террористическая организация ДАИШ (по-другому ИГИЛ, ее деятельность признана экстремистской и запрещена на территории Кыргызстана решением Октябрьского суда Бишкека в 2015 году. - Прим. ред.) теряет свои былые позиции. Другая причина в том, что люди начинают осознавать свои ошибки и понимать, что были обмануты. Они возвращаются и рассказывают об ужасах войны на информационных встречах в сообществах, которые организуют правоохранительные органы. Сирийская тема становится все менее актуальной.

- Стоит ли возвращать наемников на родину?

- Прежде всего я бы отметил, что есть определенные правозащитные нормы. Человек не может быть лишен гражданства против своей воли. Каждый человек должен иметь право на справедливое судебное разбирательство, на юридическую защиту – это нормы правового государства. Что касается вопроса лишения гражданства, то муссирование этого вопроса направлено на обоснование ограничения правовых гарантий, а это уже недопустимо.

Тем более, никто не может гарантировать, что не будет никаких злоупотреблений. И куда девать тех же участников боевых действий? Страны, на территории которых они воевали, тоже не заинтересованы в их присутствии. Поэтому следует идти по другому пути: развивать систему выявления, наказания в зависимости от уровня общественной опасности, новые методы профилактики и реабилитации.

Совершенно другое дело, когда речь заходит об иностранцах, которые получили или пытались получить иное гражданство с целью экстремистской и террористической деятельности, и чья вина была доказана в суде. В таких случаях у них может быть аннулировано гражданство. Кстати, в нашем законодательстве прописаны такие случаи.

- Стоит ли расслабляться в связи с тем, что уменьшился поток отправки наших граждан на войну в Сирию?


- Нет, конечно. Мы не знаем, выстрелит ли это снова и где? Запрещенные у нас религиозные течения продолжают активно работать. Это факт. К примеру, такие организации, как «Хизб ут-Тахрир» и «Йакын инкар». Правоохранительные органы пока не в силах полностью пресечь их незаконную деятельность.

Только в прошлом году было возбуждено 597 уголовных дел, связанных с экстремистской деятельностью, а в 2016 году было 446 уголовных дел. В этой статистике много кейсов по хранению материалов экстремистского толка, поэтому каждый случай стоит рассмотреть по отдельности. Еще вот такой важный момент: по статистике МВД КР, 58,9 процента лиц, причастных к экстремистской деятельности, – это граждане до 39 лет включительно, то есть находящиеся в активном экономическом возрасте.

А пока на местах мы видим навязывание субкультуры с далеко идущими последствиями. Во многих сообществах религиозные деятели все больше играют главенствующую роль. Они занимаются обучением несовершеннолетних, организуют летние лагеря религиозного толка, активно участвуют даже в решении семейно-бытовых вопросов. Словом, религиозные институты постепенно подменяют собой светские.

Мы видим, как в регионах родители часто забирают своих дочерей и сыновей из школ после девятого класса. Они не хотят, чтобы их дети продолжали учиться. Уровень образования падает, а образовавшимся вакуумом неплохо пользуются различные миссионеры обоих полов. В частных домах устраиваются образовательные кружки религиозного толка для девочек и женщин, а в закрытых сообществах это чуть ли не единственная возможность для них проявлять общественную активность.

- Как же с этими тенденциями бороться?


- Силовым методом невозможно коренным способом решить эту проблему. Если довольно большое количество наших граждан покидает страну для участия в террористической деятельности за границей, то это следствие серьезных проблем, с которым стоит работать. Одни желающие исчезнут, и появятся другие. Пока мы не поймем, в чем причина, и не начнем ее решать.

Необходимо повышать потенциал государственных и муниципальных органов. Разочарование в этих институтах власти - одна из причин роста экстремизма. И здесь мы снова упираемся в отсутствие эффективно функционирующих судебных и правоохранительных органов, которые бы пользовались доверием граждан. Вы знаете, что у нас в стране есть целый пласт граждан, которые не хотят иметь никаких контактов с официальным правосудием, а некоторые вовсе становились жертвой произвола и коррупции в обыденной жизни. Этим разочарованием пользуются деструктивные элементы – начиная от ОПГ, заканчивая экстремистскими движениями. Отличие последних - в сильной идеологической базе. В стратегическом смысле реформы в системе отправления правосудия и поддержания безопасности способны выбить почву из-под ног радикальных течений.

- Так есть ли какие-то конкретные пути решения?


- Во-первых, нужно повышать уровень светского образования, чтобы детям было интересно учиться. Во-вторых, нужно вводить обязательное 11-классное образование для всех, за исключением поступающих в средние специальные учебные заведения. На самом высоком уровне должны быть обеспечены гарантии получения нормального светского образования для детей.

Нужно менять методы профилактической работы, в том числе с вовлечением сообщества. Такая работа начата давно, но на местах часто упор делается на «дежурных» представителей сообществ. С ними госорганам легко работать, хотя в действительности их влияние на жителей очень слабое. Значит, упор нужно делать на реальных лидеров сообществ. Сообщества могут стать реальными союзниками в преодолении экстремистских настроений. Наверное, самый серьезный вопрос сейчас связан с тем, смогут ли правоохранительные органы найти с ними общий язык? Такие организации, как Управление ООН по наркотикам и преступности, Гражданский союз, - среди тех, кто пытается помочь в развитии диалога и партнерства на местах как по вопросам общественной безопасности, так и в преодолении радикализма.

Наконец, пора всерьез задуматься о создании национальной психологической службы. У нас нет таковой. Люди, которые вернулись из Сирии, равно как и из колоний, должны получать психологическое сопровождение, проходить программу реинтеграции в нормальную жизнь.

- Но ведь и методы вербовки становятся все изощреннее, например, часто это происходит через Интернет, соцсети.


- В регионах люди бьют тревогу – если в телефоне обнаружат какое-нибудь запрещенное видео, человека могут привлечь к уголовной ответственности. Вы можете даже не знать, когда вам рассылают такое видео, например, по WhatsApp. Видео сохраняется автоматически, поэтому у силовых структур появляются основания для возбуждения уголовного дела по хранению и распространению материалов экстремистского характера. Бывает, люди сохраняют такое видео по незнанию, не думая о возможных последствиях. Потом такого человека сажают, например, вместе с идеологически подкованным членом «Хизб ут-Тахрир» или с тем, кто еще вчера участвовал в боевых действиях на стороне экстремистских движений. И кем, с каким мышлением он выйдет на свободу? У нас за хранение гораздо больше уголовных дел, чем за распространение.

Поэтому лично я убежден, что только за хранение запрещенных материалов наказание, связанное с лишением свободы, – чрезмерная мера. И даже вредная с точки зрения борьбы с экстремистскими течениями. Я больше поддерживаю идею широкой образовательной программы по медиаграмотности. Она поможет людям не стать жертвами вербовщиков и клеветников. С фокусом на том, как обезопасить себя в различных мессенджерах, как вести себя в социальных сетях, вовремя замечать противозаконную активность и что делать, если тебя пытаются завлечь в экстремистские сети.

Алмаз Исманов

Источник: Новые лица


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
12.11.2018 Экспертное обсуждение: парламентский контроль за сектором безопасности
26.10.2018 Депутат Мирлан ЖЕЕНЧОРОЕВ: Что такое парламентский контроль?
13.08.2018 Правоохранительную систему нужно прочищать извне и создавать заново, чтобы функция защиты не пропадала
Реформа милиции: когда ждать реального начала?
31.07.2018 Реформа милиции: когда ждать реального начала?
Гражданский союз призывает правительство обеспечить открытость информации о МВД
26.07.2018 Гражданский союз призывает правительство обеспечить открытость информации о МВД
Тимур Шайхутдинов: «Реформы способны выбить почву из-под ног радикальных течений»
25.07.2018 Тимур Шайхутдинов: «Реформы способны выбить почву из-под ног радикальных течений»
22.07.2018 У президента и в целом у госаппарата есть исторический шанс на системные реформы
Альтернативная концепция реформы МВД сохраняет актуальность
17.07.2018 Альтернативная концепция реформы МВД сохраняет актуальность
МВД не сможет самостоятельно провести реформу, необходимо участие всех сторон
16.07.2018 МВД не сможет самостоятельно провести реформу, необходимо участие всех сторон
Совместные планы по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений: Итоги реализации за 2016 год (2017)
05.07.2018 Совместные планы по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений: Итоги реализации за 2016 год (2017)

Фильтр

Сбросить