После исключения гражданского общества из реформы патрульной милиции появились риски отката назад

На днях стало известно, что Министерство внутренних дел издало приказ о новом составе конкурсной комисии по отбору сотрудников в Оше. Из него исключили представителей гражданского общества. Бывший член конкурсных комиссий по городу Бишкеку и Ошу, и рабочей группы при секретариате Совета безопасности по созданию патрульной милиции, сопредседатель общественного объединения "Гражданский союз" и член Гражданского союза "За реформы и результат" Тимур Шайхутдинов делится своим мнением о том, что получилось и что нет вокруг создания патрульной милиции.

Итак, наша эпопея прямого участия в судьбе патрульной милиции в Бишкеке и Оше подходит к концу. Многие из нас не бросят это дело. Хотели бы и дальше помогать, но уже в другом качестве: независимых наблюдателей, советников, помощников и просто неравнодушных кыргызстанцев. После исключения нас из состава конкурсной комиссии по Ошу (и ожидаемого по Бишкеку) прямого влияния на реформу у нас нет. Рисков же будущему пилотного проекта, по правде, стало больше. Зато можно сделать некоторыевыводы.

Во-первых, уверен, то что мы сделали (вместе с государством), было в плюс стране. Несмотря на то, что коррупционные случаи встречаются, уровень коррупции на дорогах столицы за 2020 год снизился. Об этом говорит, например, статистика фиксации нарушений ПДД, которых в разы стало больше в сравнении с допатрульных времен. Значит прежде чаще укрывали.

Гражданский союз "За реформы и результат, июль 2020 год: "...Об этом может свидетельствовать статистика выписанных протоколов за нарушение ПДД, которая возросла на 41,5% за первые пять месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (56608 против 40003). Рост касается всех основных видов нарушений. ГС предполагает, что рост числа выписанных протоколов скорее всего говорит об увеличении практики официальной фиксации нарушений вместо "решения вопроса на месте", иными словами за взятку".

Во-вторых, милиция стала гораздо быстрее прибывать на вызовы по "102". Ориентировочное время приезда патруля сейчас составляет 7 минут. И хотя, учитывая пробки в городе, не всегда удается уложиться в это время, чаще всего сотрудники прибывают довольно оперативно. И значит больше людей получили своевременную помощь и защиту, чем это было прежде.

В-третьих, мы смогли добиться обновления кадров за счет гражданской молодежи (около 40% в Бишкеке). Хотя в первое время новобранцы испытывали "на поле" стресс и с трудом решали некоторые задачи, вроде регулирования перекрестков, довольно быстро эти недостатки были преодолены. Я не забуду слова бывших милицейских начальников, которые сами же разбили свои прежние опасения из-за "гражданских". Многие из них вскоре оказались профессиональнее, чем "старослужащие". Действительно, это же не ядерная физика, было бы желание.

В четвертых, удалось убедить правительство увеличить зарплату сотрудникам почти в два раза. Около 28 тыс сом для новичков. Это стало для многих мотивацией придти на службу.

В пятых, смогли апробировать открытый конкурс. И надо же, система не рухнула, чего опасались критики внутри системы и их тролли в интернете. Сейчас можно открыто сказать, что попытки должностных лиц продавить вариант частично закрытого конкурса (на первом этапе среди сотрудников ОВД, а только на оставшиеся вакансии предоставить равный доступ для всех) были. Но мы (гражданская часть рабочей группы при совбезе) настояли на варианте открытого конкурса.

Паритет гражданских и сотрудников МВД в комиссии создал условия для обновления гражданскими и учета профессионального опыта у претендентов с правоохранительным стажем. Инновационным стало использование теста "чтение и понимание", иными словами на логическое мышление, который проводило не государство, а независимая структура - Центр оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО). Похожее надо было придумать и с физическим тестом (но это не получилось сделать).

В шестых, патрульная стала показывать более вежливое отношение к людям. Не всегда и не во всем, но если сравнивать с тем, что было, в Бишкеке произошли изменения. Служба показал другое лицо милиции, более человечное (!). Первые сигналы из Оша также говорят о том, что сотрудники патрульной милиции проявляют уважительное отношение к жителям.

Теперь о сложностях, рисках и проблемах

В очередной раз мы убедились, что реформы внутри одного сегмента правоохранительного органа не могут принести кардинальные перемены. На примере УПСМ - остается ГУОБДД со всеми своими старыми подходами. У ГУОБДД сохраняется прямое влияние на патрульную милицию, а с исключением гражданского сектора из комиссии, это влияние возрастет. Соответственно, ГАИизация УПСМ - это такой серьезный риск. Под "ГАИизацией" я понимаю не только коррупционные вызовы, но и дисбаланс в сторону функций поддержания дорожной безопасности и выписывания штрафов автолюбителям. В то время как общественная безопасность и реагирование на инциденты могут отойти на второй план.

Некоторые из нас (Урмат Казакбаев, автор этих строк, Гражданский союз) до самого конца призывали отделить новую службу, сделав ее автономной с прямым подчинением курирующему зам министра внутренних дел или ГУВД. При этом за ГУОБДД могла сохраниться функция методического обеспечения и анализа, чтобы выработывать единые подходы по всей стране. Но услышаны мы не были, как вы понимаете.

Еще один риск связан с вопросами прозрачности закупок в рамках такого рода государственных задач. Наверное многие помнят историю с приобретением электрошокеров, по которому была начата досудебная проверка. Тогда СМИ сообщали, что тендерная комиссия ГУОБДД приобрела устройства, цена на которые, по всей видимости, превысила рыночную. Информации о результатах расследования нет до сих пор. А сколько таких примеров на самом деле?

И наконец, сам конкурс. В текущих условиях страны он (пока) не может быть идеальным, и это будет касаться любой структуры. На прмиере УПСМ есть физические тесты, собеседование с человеческим фактором, есть разного рода лазейки. В этой ситуации только паритет между независимыми и системными людьми внутри комиссии, и наличие тестов ЦООМО хоть как то негатив сдерживали, но вероятно (!) не полностью. Что касается роли подполковника ГУОБДД Нура Сатыбалдиева, эта история нас всех повергла в шок.

Продолжаю считать, что открытый отбор в УПСМ должен внимательно изучаться, ведь он стал редчайшим примером, когда конкурс в милицию был проведен столь массово, а доступ для участия был максимально широким.

Самый серьезный вызов пилотному проекту на сегодняшний день - это его оставление на самотек, потеря у правительства прямого интереса. Многое прежде получалось благодаря вниманию на самом верху, вплоть до бывшего президента. Теперь такой интерес не прослеживается. А был бы, то пригласили бы гражданскую часть комиссий и рабочей группы при совебезе, и выслушали мнение о том, что делать дальше.

И вновь к позитиву

Мы надеемся, что у правительства и профильного комитета Жогорку Кенеша появится интерес к пилотному проекту, а в состав комисии в Оше будут включены представители гражданского общества (вовсе необязательно нас, есть много других достойных!).

Сотрудникам же патрульной милиции Бишкека и Оша хотелось бы пожелать сохранять честь мундира. Помнить, ради чего создавалась служба, что живут они на деньги налогоплательщиков и присягали на верность народу. Теперь от личного состава зависит даже больше, чем было еще недавно.

Нужно выразить благодарность всем, с кем мы шли в этом волонтерском деле бок о бок. В первую очередь, Тамерлану Ибраимову, который возглавлял этот процесс и обеспечивал политическую волю, независимому активисту и эксперту вопросов безопасности Урмату Казакбаев и эксперту по вопросам экономики и финансов Азамату Акенееву, которые были с самого начала и до конца. А также другим членам отборочных комиссий: по Бишкеку - Кабылжану Мамажанову, Эркайым Мамбеталиеву, Чинаре Касмамбетовой, по Ошу - Джамиле Капаровой. Ну и безусловно, Центру оценки в образовании и методов обучения Мээрим Кадыровой, которые организовали независимое тестирование претендентов. Спасибо журналистам, которые освещали и иногда критиковали и активистам - участникам общественного мониторинга функционирования УПСМ (Анна Зубенко, Галина Давлетбаева, Нуридин Нураков, Диана Макембаева и др.).

Напоследок вот такой скрин видео из Оша о буднях недавно появившейся там патрульной милиции.

Источник: публикация на ФБ (отредактированная)


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
В Кыргызстане предлагают ввести обязательное депонирование показаний по гендерным преступлениям и уголовную ответственность за принуждение к примирению
23.01.2023 В Кыргызстане предлагают ввести обязательное депонирование показаний по гендерным преступлениям и уголовную ответственность за принуждение к примирению
05.02.2021 Тимур Шайхутдинов: Прекратятся ли реформы в милиции Кыргызстана, если изменится структура правительства? (ВИДЕО)
15.01.2021 Опрос граждан по вопросам насилия в отношении женщин и девочек
08.01.2021 Тимур Шайхутдинов: Проект патрульной милиции без дальнейших реформ будет находится под угрозой
После исключения гражданского общества из реформы патрульной милиции появились риски отката назад
23.12.2020 После исключения гражданского общества из реформы патрульной милиции появились риски отката назад
06.10.2020 !!Гражданский союз выступил с обращением к политическим силам в связи с последними событиями в стране
Ожидается рост преступности после карантина. Будет ли в Кыргызстане новая система профилактики?
02.06.2020 Ожидается рост преступности после карантина. Будет ли в Кыргызстане новая система профилактики?
07.05.2020 Уроки пандемии: Ожидания общества от милиции и что происходит в реальности (ВИДЕО). Среди участников: Тимур Шайхутдинов
04.05.2020 Кто должен защитить медиков? Юрист провела анализ публичных извинений врачей
15.04.2020 ЧП 2020: Дополнительные полномочия повысили риски противоправных действий со стороны силовиков