В Министерстве внутренних дел Кыргызстана в конце прошлой недели состоялась коллегия, в ходе которой в очередной раз было заявлено о необходимости проведения реформ в органах внутренних дел.
Анализ предыдущих попыток реформирования показал, что одной из причин неэффективности проводимой работы стало, с одной стороны, нежелание вовлекать другие стороны в процесс со стороны МВД.
С другой стороны, препятствием являлось отсутствие интереса и активной позиции депутатов парламента и слабое участие общественности на системной основе. Вовлеченность поддерживалась эпизодически и зависела от воли должностных лиц в правительстве и МВД.
Доминирование МВД в процессе проведения реформ ограничивало внедрение кардинальных и инновационных подходов, а также давало возможность руководству ведомства выбирать «удобные» для них меры.
Прогрессивным в этом плане был и Комплекс мер по реформе системы правоохранительных органов (2016), разработанный в секретариате Совета обороны – сегодня Совет безопасности. Наверное, поэтому он встретил непонимание в МВД и других правоохранительных органов. Пока до логического конца доведены только структурные изменения, которые были выгодны тому или иному правоохранительному органу.
Такие выводы были сделаны в независимом докладе для Комитета Жогорку Кенеша правопорядку, по борьбе с преступностью и противодействию коррупции Гражданским союзом «За реформы и результат».
Мы считаем, что МВД не сможет самостоятельно провести реформу, необходимо участие всех сторон. Те редкие случаи, когда гражданский сектор допускался к участию в выработке мер, приносили неплохие результаты. Например, при разработке новой системы оценки деятельности милиции в 2015 году.
Стоит отметить, на сегодняшний день отсутствует единое государственное видение, полноценная программа и план действий по реформам в органах внутренних дел, что приводит к хаотическим и не согласованным мерам.
Но проанализировать ситуацию представляется сложным, потому что не существует контроля и оценки проведенных мер. По крайне мере в открытом доступе отсутствует информация об анализе ранее принятых решений и их воздействие на систему и общество, также не было опубликовано ни одного серьезного исследования, инициированного государством, по анализу реализации реформаторских мер в ОВД. Такой анализ помог бы государству отметить наиболее чувствительные точки, над которыми можно было бы работать в приоритетном порядке.
В этой связи Гражданский союз «За реформы и результат» выражает готовность оказывать помощь Жогорку Кенешу и другим сторонам, потому что реформу органов внутренних дел ждет подавляющее большинство населения. Как отметил президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, мы «сильно запаздываем в решении важнейшей задачи — реформировании органов внутренних дел».
С полным текстом независимого доклада можно ознакомиться здесь.
Параллельно с этим, Гражданский союз выразил готовность оказать содействие Жогорку Кенешу в реализации контрольных функций за исполнением законов в сфере правоохранительных органов. Эта работа пройдет при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан.
Подготовка независимого доклада для профильного комитета Жогорку Кенеша осуществлена ОО "Гражданский союз" в рамках проекта "Продвижение правозащитных аспектов в деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики через развитие независимых форм контроля и исследований", реализуемого при поддержке Фонда "Сорос - Кыргызстан". Мнение, изложенное в данном материале не обязательно отражает позицию Фонда "Сорос-Кыргызстан"
Фото: Пресс-службы МВД КР