«Свежие» автомобили освободят от техосмотра
В проекте, вынесенном 1 августа на общественное обсуждение Министерством экономики, предлагается, чтобы все транспортные средства в стране проходили техосмотр.
Если законопроект будет принят, то техосмотр будет вводится в течение следующих трех лет.
В настоящее время техосмотру в обязательном порядке подлежат транспортные средства для перевозки пассажиров и грузов, специальные и специализированные транспортные средства.
Согласно данным министерства, всего в стране зарегистрировано 1 млн 600 тысяч транспортных средств, из которых 1 млн 387 тысяч (86,6%) имеют срок эксплуатации свыше 15 лет, 90% из которых выделяют вредные вещества, которые приводят к загрязнению воздуха.
Поэтому в ведомстве отмечают, что ведение обязательного техосмотра для всех транспортных средств создаст условия для улучшения экологической обстановки, а также будет способствовать обеспечению безопасности на дорогах.
«Рассматривается предложение о том, чтобы автомобили, эксплуатируемые до семи лет, не проходили техосмотр. Автомобилям от семи до 14 лет рекомендуется проходить техосмотр раз в два года, а автомобили, находящиеся эксплуатации более длительный период времени, должны проходить техосмотр ежегодно. Обязательный техосмотр не будет введен сразу. Его будут вводить поэтапно в течение следующих трех лет. За это время будут созданы соответствующие условия и решен вопрос об увеличении дополнительных станций».
Представитель министерства Бакытбек Шабданов добавил, что в целях предотвращения коррупционных схем при техническом осмотре автомобилей все процессы будут автоматизированы и создана единая информационная система.
«Вызывает сомнение его реализация»
Однако Эртай Искаков, активист, раскрывающий незаконные явления на автодорогах, не скрывает своих сомнений, что это предложение будет полностью реализовано:
Депутат Жогорку Кенеша, член комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Эльдар Абакиров оценивает введение техосмотра как излишнюю экономическую волокиту.
«Мы много лет прожили без техосмотра. Значит в этом нет необходимости. Он уже существует для коммерческого пассажирского и грузового автотранспорта. Для личных автомобилей он не нужен. Вопрос экологии – это другое. Тогда это следует назвать экоконтролем, а не техническим контролем. У нас и без того существует эко-полиция. Пусть они, заметив, что автомобиль выпускает черный дым, немедленно выедут и проверят этот автомобиль. Если нормы не нарушаются, то зачем нужен излишний контроль? А если бюджету нужны деньги, то можно увеличить налог на автомобили. А в таком виде может быть вред, а не экономическая выгода. Потому что каждый водитель должен будет пойти туда и потратить свое время», – считает Абакиров.
Но есть и эксперты, которые утверждают, что аварии на дорогах происходят в том числе и из-за автомобилей, не прошедших технический осмотр, однако точно оценить количество ДТП, произошедших из-за плохого технического состояния автомобилей, сложно, отмечает эксперт по безопасности дорожного движения Урмат Казакбаев:
«Всем же известно, что если сесть в автомобиль некоторых междугородних таксистов, то там пахнет маслом [моторным] и бензином. Это вредит не только пассажирам, но и самому водителю. В то же время есть и те, кто водит автомобили с разными уровнем давления в шинах. Увеличилось количество автомобилей без катализаторов. Поэтому необходим техосмотр».
Мы опросили водителей на улицах Бишкека, чтобы узнать их мнение об инициативе Минэконома:
«Техосмотр мы оцениваем как верное решение. Пусть только государство создаст условия. Чтобы не было очередей, было больше станций техосмотра. Но если откроют только в двух местах и будут мучить людей, то людям придется оставить работу, терять время. Такой техосмотр будет трудным».
«В принципе, это необходимо. Это также важно и при передаче автомобиля другому лицу».
«Водителям сейчас сложно. Бензин дорогой. Налог тоже не из дешевых. Поэтому было бы лучше, если бы не вводили».
«Нужно проверять. Большинство платит налог и ездит без осмотра. Возможно, его автомобиль нуждается в осмотре».
«Новые автомобили не нуждаются в техосмотре. Все будет по-прежнему. Возможно, что водители будут приходить, платить деньги и уходить», – говорят водители.
По данным МВД, в стране на начало 2024 года зарегистрирован 1 миллион 600 тысяч 691 автомобиль, из них 1 миллион 387 тысяч 679, или 86,6% всех автомобилей, сошло с завода более 15 лет назад.
Автомобили, которые находятся в эксплуатации более пяти лет, в случае принятия нормы должны будут проходить техосмотр в обязательном порядке. По данным ведомства, 20 % автомобилей, прошедших регистрацию, не эксплуатириуются по разным техническим причинам. Если исключить их, то общее количество автомобилей, попадающих под требования прохождения обязательного техосмотра, составит 1 миллион 259 тысяч 849.
В Кыргызстане требование обязательного технического осмотра автомобилей отменено с 2012 года.
https://rus.azattyk.org/amp/33067634.html