Таков один из выводов обзора мониторинга действий силовых структур в условиях ЧС/ЧП в Кыргызской Республике, проведенного Гражданским союзом "За реформы и результат". В рамках мониторинга были изучены публикации в СМИ и социальных сетях, проведен онлайн опрос граждан (303 респондента). Обзор содержит 5 основных выводов, один из них касается риска роста коррупции и превышения представителями правоохранительных органов своих полномочий в условиях ЧП.
В обзоре, в частности, говорится о том, что эти риски стали возможными из-за противоречивых и размытых правил, как должны действовать блюстители порядка в условиях карантина. Так на интерпретацию правил все больше влияет человеческий фактор, а не четко обозначенные правила, которые действуют для всех. Широкие возможности для маневрирования смыслами правил поведения во время ЧП могут привести к росту коррупции.
Например, размытое понятие "не выходить на улицу без особой нужды", при том, что обозначены разрешенные пункты назначения, дало возможность сотрудникам силовых структур по-разному интерпретировать, что из себя представляет особая нужда. В ходе онлайн-опроса среди тех, кто ответил об отрицательных аспектах действий "силовиков" в условиях ЧС/ЧП, 10,2% назвали коррупционные проявления, еще 4,8% указали на избирательность применения ограничительных мер и наказания (без коррупции).
Отвечая на вопрос о наиболее характерной негативной стороне действий "силовиков" в условиях ЧС/ЧП, 10,2% участников опроса назвали коррупционные проявления, а 4,8% назвали избирательность применения ограничительных мер и наказания (без коррупции).
Опрос также показал, что по схожим кейсам, например, неправильность заполнения маршрутного листа или его отсутствие, сотрудники могли поступить по разному: указывали на ошибки и отпускали, вымогали деньги или доставляли в отделение милиции для составления протокола о нарушении. Традиционно сотрудникам правоохранительных органов спускается требование плана по количеству составленных протоколов о нарушении, что может подталкивать сотрудников к более жестким мерам вместо устного предупреждения.
Что интересно, пешеходы более позитивно оценивали действия сотрудников силовых структур (40,8%), чем те, кто передвигались на машинах и были оставлены на блокпостах (26,6%). 35,8% опрошенных водителей из тех, кто контактировал с милиционерами на блокпостах, заявили о случаях грубого поведения, а 7,4% о вымогательстве взяток.
При этом авторы обзора отмечают, что при наделении силовиков серьезными властными полномочиями в условиях ЧП, нейтрализованными оказались официальные и общественные механизмы контроля и защиты прав человека, такие как адвокаты, СМИ, прокуратура, омбудсмен, Наццентр по предупреждению пыток. Кроме того, Жогорку Кенеш самоустранился в реализации функции парламентского контроля, который чрезвычайно важен в условиях сверхполномочий силовых структур.
Для снижения негативных факторов Гражданский союз предлагает восстановить в полном объеме надзорную функцию, деятельность омбудсмена и адвокатов. Кроме того, необходимо разработать четкие инструкции поведения сотрудников милиции при режиме ЧП. Еще одна рекомендация - результаты расследования противоправных действий представителей правоохранительных органов должны публиковаться.
Мониторинг проводится Гражданским союзом в рамках проекта “Продвижение новых стандартов в деятельности милиции и профилактике правонарушений”, поддержанного Фондом “Сорос-Кыргызстан”.