ЧП 2020: Дополнительные полномочия повысили риски противоправных действий со стороны силовиков

Таков один из выводов обзора мониторинга действий силовых структур в условиях ЧС/ЧП в Кыргызской Республике, проведенного Гражданским союзом "За реформы и результат". В рамках мониторинга были изучены публикации в СМИ и социальных сетях, проведен онлайн опрос граждан (303 респондента). Обзор содержит 5 основных выводов, один из них касается риска роста коррупции и превышения представителями правоохранительных органов своих полномочий в условиях ЧП.

В обзоре, в частности, говорится о том, что эти риски стали возможными из-за противоречивых и размытых правил, как должны действовать блюстители порядка в условиях карантина. Так на интерпретацию правил все больше влияет человеческий фактор, а не четко обозначенные правила, которые действуют для всех. Широкие возможности для маневрирования смыслами правил поведения во время ЧП могут привести к росту коррупции.

Например, размытое понятие "не выходить на улицу без особой нужды", при том, что обозначены разрешенные пункты назначения, дало возможность сотрудникам силовых структур по-разному интерпретировать, что из себя представляет особая нужда. В ходе онлайн-опроса среди тех, кто ответил об отрицательных аспектах действий "силовиков" в условиях ЧС/ЧП, 10,2% назвали коррупционные проявления, еще 4,8% указали на избирательность применения ограничительных мер и наказания (без коррупции).

Отвечая на вопрос о наиболее характерной негативной стороне действий "силовиков" в условиях ЧС/ЧП, 10,2% участников опроса назвали коррупционные проявления, а 4,8% назвали избирательность применения ограничительных мер и наказания (без коррупции).

Опрос также показал, что по схожим кейсам, например, неправильность заполнения маршрутного листа или его отсутствие, сотрудники могли поступить по разному: указывали на ошибки и отпускали, вымогали деньги или доставляли в отделение милиции для составления протокола о нарушении. Традиционно сотрудникам правоохранительных органов спускается требование плана по количеству составленных протоколов о нарушении, что может подталкивать сотрудников к более жестким мерам вместо устного предупреждения.

Что интересно, пешеходы более позитивно оценивали действия сотрудников силовых структур (40,8%), чем те, кто передвигались на машинах и были оставлены на блокпостах (26,6%). 35,8% опрошенных водителей из тех, кто контактировал с милиционерами на блокпостах, заявили о случаях грубого поведения, а 7,4% о вымогательстве взяток.

При этом авторы обзора отмечают, что при наделении силовиков серьезными властными полномочиями в условиях ЧП, нейтрализованными оказались официальные и общественные механизмы контроля и защиты прав человека, такие как адвокаты, СМИ, прокуратура, омбудсмен, Наццентр по предупреждению пыток. Кроме того, Жогорку Кенеш самоустранился в реализации функции парламентского контроля, который чрезвычайно важен в условиях сверхполномочий силовых структур.

Для снижения негативных факторов Гражданский союз предлагает восстановить в полном объеме надзорную функцию, деятельность омбудсмена и адвокатов. Кроме того, необходимо разработать четкие инструкции поведения сотрудников милиции при режиме ЧП. Еще одна рекомендация - результаты расследования противоправных действий представителей правоохранительных органов должны публиковаться.

Мониторинг проводится Гражданским союзом в рамках проекта “Продвижение новых стандартов в деятельности милиции и профилактике правонарушений”, поддержанного Фондом “Сорос-Кыргызстан”.


Прикрепленные файлы


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
28.09.2024 У женщин стало больше шансов защитить себя. Что дают новые поправки по борьбе с насилием
06.08.2024 «Много старых машин». В Кыргызстане намерены вернуть обязательный техосмотр автомобилей
Проект USAID "Жигердуу жарандар" завершился. Как он помог кыргызстанцам?
13.06.2024 Проект USAID "Жигердуу жарандар" завершился. Как он помог кыргызстанцам?
17.04.2024 Галина Давлетбаева о том, почему женщины, пострадавшие от насилия, пишут встречное заявление (ВИДЕО)
09.04.2024 Зачем в милиции нужны женщины (и как это поможет снизить уровень насилия)
29.01.2024 Примирение сторон отменено. Что это даст обществу?
11.10.2023 Что делать, чтобы истории Асель не повторялись? Конкретные предложения
В Кыргызстане предлагают ввести обязательное депонирование показаний по гендерным преступлениям и уголовную ответственность за принуждение к примирению
23.01.2023 В Кыргызстане предлагают ввести обязательное депонирование показаний по гендерным преступлениям и уголовную ответственность за принуждение к примирению
05.02.2021 Тимур Шайхутдинов: Прекратятся ли реформы в милиции Кыргызстана, если изменится структура правительства? (ВИДЕО)
15.01.2021 Опрос граждан по вопросам насилия в отношении женщин и девочек