Альтернативная концепция реформы МВД сохраняет актуальность

В 2011 - 2012 годах группа гражданских активистов впервые в истории независимого Кыргызстана написала свое концептуальное видение реформы милиции. Оно получило название "Альтернативной концепции реформы МВД". Позже активисты учредили сеть Гражданский союз "За реформы и результат" и собрали 10 950 физических подписей граждан Кыргызской Республики в поддержку "альтернативной концепции". Подписи были переданы президенту, премьер-министр и в Жогорку Кенеш. Учитывая то, что в Кыргызской Республике полноценная реформа милиции так и не произошла, а также беря во внимание заявление президента Сооронбая Жээнбекова о том, что мы "сильно запаздываем в решении важнейшей задачи — реформировании органов внутренних дел" (июнь 2018 г.), программный документ гражданских активистов остается актуальным. Поэтому публикуем здесь наш краткий разбор "Альтернативной концепции", размещенный в Аналитика АКИpress 29 марта 2012 года. А ниже сможете найти полную версию документа и видео нашей команды от 2012 года.

Альтернативная концепция реформы МВД является продуктом коллективного труда активистов и организаций, объединившихся в Гражданский союз "За реформы и результат", а также пользователей интернета и активных граждан страны, принявших участие в обсуждении и доработке проекта. Альтернативная концепция ранее передана в Межведомственную комиссию по реформе МВД.
Министерство внутренних дел нового формата. Вводится гражданский менеджмент, который осуществляет общее управление ведомством, организует кадровую политику, ведет финансово-хозяйственную деятельность и определяет вопросы стратегического развития. Гражданский менеджмент осуществляют министр, а также секретариат министерства. Специфическая работа по направлениям ведется департаментами:

Департамент полиции - обеспечивает полицейскую (милицейскую) работу на всей территории Кыргызской Республики;

Департамент профилактики правонарушений - разрабатывает и внедряет программы мер по предупреждению правонарушений, противодействию вербовки преступным миром представителей различных групп общества и т.д.;

Департамент пенитенциарных учреждений - администрирует места лишения свободы, включая колонии, ИВС, СИЗО (вместо ГСИН);

Департамент содействия - осуществляет мониторинг эффективности и законности в МВД, проводит служебные расследования, организует опросы по Индексу доверия и т.д.

Департаментам гарантирована определенная автономия в своей работе, директоры назначаются на срок 3 года. Функции между гражданским менеджментом и полицией четко разделены.

Предлагаемая структура приведет к концентрации усилий департаментов по своему направлению работы, существование их внутри одного ведомства облегчит взаимодействие, наличие гражданского менеджмента обеспечит должный контроль.

После завершения подготовительного периода предусматривается поэтапное выведение всех сотрудников МВД за штат, при этом действующие сотрудники продолжают исполнять обязанности до подведения итогов конкурса.

В течение 3-х месяцев набор сотрудников будет осуществлен через открытый конкурс, в котором смогут принять участие все желающие, включая действующих сотрудников милиции.

Обновление кадров становится необходимым условием реальных реформ, поскольку только так можно гарантировать реальную модернизацию системы. Данное предложение нашло поддержку абсолютного большинства участников рейтинг-голосования в интернете (31 января - 3 февраля, 106 человек).

Впредь набор новых сотрудников в МВД производится через открытый конкурс; передвижение по служебной лестнице - на основе аттестации.

Предусматривается переформатирование Академии МВД в тренинговый центр для сотрудников. Создаются условия для прихода в систему МВД выпускников гражданских ВУЗов, которые должны пройти среднесрочное дополнительное обучение в Академии МВД до того, как приступят к выполнению своих обязанностей. Академия лишается права предоставления высшего образования. Также на базе Академии, которая будет иметь свои филиалы в регионах, организуются курсы повышения квалификации для действующих сотрудников.

Предусматривается дальнейшее развитие института гражданского контроля, подобные общественные структуры появляется на местном уровне. Регулярный мониторинг за эффективностью и соблюдением законности ляжет на плечи самостоятельного Департамента содействия, таким образом, будет решена проблема корпоративной солидарности милиционеров, которые часто закрывают глаза на правонарушения своих коллег.

Планируется отказаться от старых методов оценки, включая те, что базируются на проценте раскрываемости. Департамент содействия с привлечением других подразделений МВД регулярно совершенствует критерии эффективности сотрудников и подразделений. Среди ключевых - Индекс доверия, который выявляется через социологические исследования, непосредственно проводимые независимыми организациями.

Концепция также предполагает активное использование информационных технологий в работе МВД и для контроля над всеми подразделениями.

Департамент полиции включает следующие основные подразделения:

Главное управление координации - обеспечивает согласованную работу всех подразделений полиции

На уровне областей (вместо ОВД) создаются представительства управления координации.

Главное управление координации самостоятельно не ведет расследование дел.

Главное управление расследований (Уголовная полиция) - ведет расследование дел республиканского значения, включая ряд тяжких и особо тяжких преступлений.

На местах представлено филиалами, расположенными по межрайонному (зональному) принципу.

Местная полиция подчиняется ГУР только при расследовании дел, входящих в его компетенцию. Местная (территориальная) полиция ответственна за большую часть расследования дел, а также охрану общественного порядка, поддержание безопасности дорожного движения на своей территории. Назначение руководителя производится с согласия местного кенеша соответствующего уровня. Назначение участковых инспекторов - по итогам голосования жителей (кандидаты выдвигаются только местной полицией). Территориальная полиция подотчетна Департаменту полиции и МСУ, финансируется из республиканского бюджета. Указания Департамента полиции имеют приоритет в исполнении для территориальной полиции. Экспертно-криминалистическая служба и другие специфические подразделения.

Подлежат разгосударствлению санаторно-курортные учреждения, ателье и некоторые другие активы МВД. Приемники-распределители передаются местному самоуправлению. Проведение обязательного технического осмотра сохраняется только для общественного автотранспорта, данная функция передается Государственной регистрационной службе и частным структурам. Внутренние войска ликвидируются, функция поддержки ОВД передаются Национальной Гвардии.
Ряд функций, включая психологическую помощь полицейским, проведение соцопросов и т.д., осуществляют частные или общественные организации на основе аутсорсинга.

Продолжительность и этапы

Реформа рассчитана на три последовательных этапа с совокупной длительностью в три года. Первый этап является подготовительным, включает принятие необходимой нормативной правовой базы, решение финансовых вопросов, утверждение новой структуры МВД, принятие Плана реализации Концепции, создание Государственной комиссии по координации реформы и др. Последующие этапы направлены на непосредственную реализацию положений Концепции.

План реализации содержит полный перечень мероприятий, сроки выполнения, ответственные стороны, а также индикаторы достижения, на основании чего будет производиться оценка эффективности преобразований. Среди ключевых индикаторов достижения: уровень доверия к МВД через три года реформы - не ниже 60% населения.
Госкомиссия

В силу сомнения в способности нынешнего МВД качественно внедрить инновационные идеи, первоначально реформу проводит коллегиальный орган - Госкомиссия по координации реформы. В нее войдут представители всех ветвей власти, самого МВД, гражданского общества, возглавит ее премьер-министр. Рабочим органом Госкомиссии является секретариат; профильные рабочие группы разрабатывают проекты тех или иных решений.

Вся информация о ходе реформы публична. Периодически Госкомиссия предоставляет обществу и Жогорку Кенешу отчет о проделанной работе. По результатам, может быть поставлен вопрос о соответствии занимаемой должности лица, не справившегося со своим участком работы в рамках реформы. Ежегодно проводится независимый и государственный аудит расходования средств на реформу. Итоги публикуются.

Кроме того, вводится запрет на засекречивание информации о финансировании, штатной численности, структуре МВД.

Гражданский союз "За реформы и результат" инициирован Альянсом либеральной молодежи "Свободное поколение" (с 2016 года - общественное объединение "Гражданский союз"), Центром "Интербилим", Центральноазиатским институтом свободного рынка (CAFMI), рядом независимых экспертов и активистов. Состав группы разработчиков: Урмат Казакбаев, Тимур Шайхутдинов, Галина Давлетбаева, Асыл Айтбаева, Равшан Абдукаримов, Атыр Абдрахматова, Анна Зубенко, Мирсулжан Намазалиев, Максат Жумабеков, Азис Иса


Прикрепленные файлы


Прикрепленное видео


Фильтр

Сбросить

Похожее в этом районе
12.11.2018 Экспертное обсуждение: парламентский контроль за сектором безопасности
26.10.2018 Депутат Мирлан ЖЕЕНЧОРОЕВ: Что такое парламентский контроль?
13.08.2018 Правоохранительную систему нужно прочищать извне и создавать заново, чтобы функция защиты не пропадала
Реформа милиции: когда ждать реального начала?
31.07.2018 Реформа милиции: когда ждать реального начала?
Гражданский союз призывает правительство обеспечить открытость информации о МВД
26.07.2018 Гражданский союз призывает правительство обеспечить открытость информации о МВД
Тимур Шайхутдинов: «Реформы способны выбить почву из-под ног радикальных течений»
25.07.2018 Тимур Шайхутдинов: «Реформы способны выбить почву из-под ног радикальных течений»
22.07.2018 У президента и в целом у госаппарата есть исторический шанс на системные реформы
Альтернативная концепция реформы МВД сохраняет актуальность
17.07.2018 Альтернативная концепция реформы МВД сохраняет актуальность
МВД не сможет самостоятельно провести реформу, необходимо участие всех сторон
16.07.2018 МВД не сможет самостоятельно провести реформу, необходимо участие всех сторон
Совместные планы по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений: Итоги реализации за 2016 год (2017)
05.07.2018 Совместные планы по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений: Итоги реализации за 2016 год (2017)

Фильтр

Сбросить