Аманбаевский айыльный аймак Таласской области
Аманбаевский айыльный аймак расположен в Кара-Бууринском районе Таласской области в 90 км от областного центра. Аймак граничит с Казазстаном. Включает 4 села, общее число жителей 9578 человек, этнический состав разнообразный с преимущественно кыргызским населением (88,1%). Жители заняты животноводством и земледелием, распространение получила продажа продукции в Казахстан. Аймак является дотационным.
Совместный план на 2016 год утвержден айыл окмоту, айыльным кенешем и Кара-Бууринским РОВД. Документ содержит следующие приоритетные проблемы: ПРОБЛЕМЫ, связанные с безопасностью на дорогах; продажа спиртных напитков детям; приграничные проблемы; обременительные традиции (вовремя тоев, похорон, выпускных и других мероприятий), приводящие к чрезмерным денежным расходам; слабое материально-техническое обеспечение ПОМ.
Местный координатор: Гульнара Исбасарова.
А. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ДОРОГАХ
Этот приоритет выбран вовремя фокус групп с представителями населения. Официальная статистика подтвердила рост числа ДТП. Среди причин возникновения этой проблемы рабочая группа отметила плохое состояние дорог, на ремонт которых не выделяется достаточно средств из бюджета. Другой причиной названо незнание и несоблюдение правил дорожного движения как водителями, так и пешеходами. Дети не знали элементарных правил перехода дорог, передвижения по дороге (например, от школы до дома), отмечены игры на проезжей части. Отсутствие дорожных знаков и разметок на дорогах усугубляло ситуацию с безопасностью на дорогах.
Реализованное в рамках совместного плана в 2016 году
Местными активистами проведена работа по привлечению национальных НПО в профилактику ДТП, а ОО «Дорожная безопасность» проконсультировало рабочую группу относительно мер совместного плана по решению этой проблемы.
Проведены встречи со школьниками по информированию учащихся о вопросах дорожной безопасности и правилах.
В центральной части села нанесена дорожная разметка и установлены знаки. В школах силами ИДН организованы встречи со школьниками, в ходе которых инспектора рассказали о ПДД. Также УУМ на отчетных встречах предупреждают родителей об опасности передачи автотранспорта подросткам для вождения, так как это явление прежде было распространенным и приводило к авариям.
В ходе сентябрьского заседания Рабочей группы, с участием сотрудников ОВД, члены пришли к выводу, что сократилось количество ДТП на территории аймака.
Б. ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЕТЯМ
Члены рабочей группы отмечали ухудшение ситуации с девиантным поведением среди несовершеннолетних, вызванном потреблением алкоголя. Продажа алкоголя детям также провоцирует конфликты в общине. В качестве причин возникновения проблемы назывались отсутствие механизмов контроля за торговыми точками, незнание законодательных норм и безнаказанность нарушителей. Представители ОМСУ зачастую не видели в продаже алкоголя проблему, поскольку торговые точки воспринимаются ими источники пополнения в местный бюджет.
Реализованное в рамках совместного плана в 2016 году
В целях решения проблемы продажи алкогольных напитков несовершеннолетним, на основании решения айыльного кенеша, в каждом магазине и торговом павильоне вывешены выдержки из законодательства Кыргызской Республики, вводящего запрет на продажу спиртных напитков и табачных изделий лицам, которые не достигли 18 лет. На печать плакатов средства выделены из местного бюджета.
Хозяева магазинов и павильонов, а также местные предприниматели поддержали данное решение. По словам местного координатора, среди жителей аймака растет правосознание – замечая случаи продажи спиртных напитков и табачных изделий несовершеннолетним, они сообщают о таких фактах в соответствующие органы. Ситуация систематически отслеживается, при выявлении нарушений продавцам и хозяевам павильонов делаются замечания.
В. ОБРЕМЕНИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ (ВО ВРЕМЯ ТОЕВ, ПОХОРОН, ВЫПУСКНЫХ И ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЙ), ПРИВОДЯЩИЕ К ЧРЕЗМЕРНЫМ ДЕНЕЖНЫМ РАСХОДАМ
По словам сами жителей, распространение получили обременительные традиции, которые с каждым годом приобретают все новые формы в виде обрядов, обычаев и т.д. Они приводят к чрезмерным денежным расходам жителей. Стараясь им следовать и «не упасть в грязь лицом» перед родственниками и окружением, люди берут кредиты в банках, попадая в долговую яму. Из-за накопившихся долгов среди родственников отмечались ссоры
Реализованное в рамках совместного плана в 2016 году
В целях внедрения механизмов самоограничения при проведении традиционных церемоний (похороны, аш-тои, выпускные вечера 4-9-11 классов), предусматривающих значительные денежные траты, по инициативе депутата айыльного кенеша, члена рабочей группы Ж.Тойчубекова, данный вопрос вынесен на совместную сессию депутатов кенешей Кара-Бууринского района, получена поддержка депутатов.
Решение объединенной сессии района направлено в Жогорку Кенеш.
Также получена поддержка со стороны акима района и казы области[1]. Для изучения общественного мнения по данному вопросу проведено анкетирование, результаты которого озвучены на сессии айыльного кенеша. Проводились разъяснительные встречи, в том числе с устроителями каждого тоя с рекомендацией ограничить траты. По оценкам рабочей группы, за 2016 год масштаб явления снизился, а опыт Аманбаевского аймака был перенят в трех других аймаках Кара-Бууринского района. Ввиду актуальности явления, разъяснительная работа продолжилась в 2017 году.
Г. НЕРЕАЛИЗОВАННОЕ В 2016 ГОДУ
К осуществленным мерам совместного плана можно отнести отсутствие практической реализации установки видеокамер на центральной трассе аймака, ввиду нехватки финансирования, несмотря на то, что айыльный кенеш на сессии в марте 2016 году постановил выделить средства на эти нужды.
В 2016 году айыльный кенеш также не смог решить вопрос переноса моста на реке Куркуро с территории Казахстана в Кыргызстан. Проблемы с пересечением моста возникли после того, как правительство передало участок, на котором он находится, соседней республике. Хотя казахская сторона обещает не препятствовать переносу сооружения на кыркызстанскую сторону, в 2016 году средства на эти цели не нашлись.
Д. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ФИНАНСИРОВАНИЕ
Проведены встречи членов Рабочей группы для анализа проблем и их решений, активизации реализации совместного плана и выделения средств на его покрытие. Рабочая группа осуществляла мониторинг осуществления профилактических мер. Со временем в ее функционировании стал принимать участие начальник местного ПОМ, что способствовало оперативному решению задач по милицейской линии.
Управление ООН по наркотикам и преступности поддержало ремонт Аманбаевского ПОМ, также на эти цели средства выделены из местного бюджета в размере 40 тыс. сом,
Финансовое покрытие по линии местного бюджета составило 50 000 сом или 80,2% от запланированного.
заложено согласно СП | фактически освоено | |||||
местный бюджет (первичные данные) | местный бюджет (уточненные данные) | доноры и другие | местный бюджет | доноры и другие | ||
Сумма | Процентное соотношение от заложенного (по уточненным данным) | Сумма | Процентное соотношение от заложенного (по уточненным данным) | |||
62 320 | 62 320 | 180 060 | 50 000 | 80,2% | 0 | 0,0% |
Реализация совместного плана на сессии местного кенеша 31 марта 2017 года оценена удовлетворительно. Совместный план на 2017 год принят в мае и содержит следующие приоритеты: безопасность населения в связи с проблемой наркотиков; обременительные традиции, приводящие к чрезмерным тратам; приграничные проблемы.
В 2017 году поддержан проект «Новое поколение выбирает безопасное движение» в а рамках Программы малых грантов «Профилактика в действии», реализуемой Управлением ООН по наркотикам и преступности и Гражданским союзом[2].