Совместные планы по общественной безопасности и профилактике правонарушений

Совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности, Гражданский союз не первый год продвигает этот подход в поддержании общественной безопасности. Результаты доказывают, что совместные планы могут стать отличным способом выстраивания профилактической работы исходя из потребностей людей. Особенность заключается в достижении широкого партнерства. Благодаря этому материалу вы получите ответы на вопросы, которые часто нам задают
  • 1
    Что это такое?

    Это доказавший свою действенность механизм, который позволяет сообществам и местному самоуправлению в Кыргызстане принимать непосредственное участие в построении безопасной среды в своих городах и селах. Сам по себе документ выглядит в виде комплексного плана решения проблем в сфере правопорядка и общественной безопасности. В нем распределены задачи между ключевыми сторонами - милицией, МСУ, общественными организациями, общественно-профилактическими центрами, образовательными учреждениями. Указаны сроки и источники финансирования. Ожидаемые результаты и способы подтверждения. Но документ - это всего лишь верхушка айсберга. Главное, что совместный план становится основой для каждодневного партнерства

  • 2
    Зачем мы это продвигаем?

    Преодоление разрыва между запросами граждан и практической деятельностью милиции

    Хотя чаще всего к системным проблемам в правоохранительных органах относят коррупцию и нарушения прав человека, некоторые явления лежат глубже и связаны, по мнению Гражданского союза, с разрывом между ожиданиями граждан и деятельностью милиции. Изучая приоритеты правоохранительных органов в работе, можно обнаружить склонность на первое место ставить раскрываемость преступлений. Если же обратиться к потребностям жителей, то они будут отличаться. Исследования выявили беспокойства населения из-за случаев скотокрадства, проблем на дорогах, школьного рэкета, продажи алкоголя несовершеннолетним, краж и т.д. Совместные планы позволяют отражать запросы граждан в практической деятельности милиции и МСУ. 

    Высвобождение скрытого потенциала гражданского общества и местного самоуправления в создании безопасной среды

    Общественная безопасность и профилактика правонарушений во многом ложится на плечи сотрудников милиции. В то время как другие стороны либо не знают, что делать, либо вовсе этого не хотят. В результате многие аспекты профилактики правонарушений остаются не охваченными, а доминируют силовое методы решения проблем. Совместные планы позволяют вовлекать общественность, МСУ, предпринимателей и других в поддержание правопорядка и преодоление факторов, которые приводят к небезопасности. Также этот инструмент способствует налаживанию сотрудничества милиции с другими сторонами.

  • 3
    Где они уже дают результаты

    Гражданский союз "За реформы и результат" (общественное объединение "Гражданский союз") совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) на первом этапе оказали помощь в подготовке совместных планов в 12 сообществах, которые включают все области Кыргызстана. На втором этапе в 2017 - 2018 годах был Свердловский район города Бишкека. В этих сообществах появилась платформа по социального партнерству в решении приоритетных проблем, которая работает и по сей день. При поддержке таких организаций как УНП ООН, Saferworld и Гражданский союз, оказана помощь в реализации отдельных инициатив пилотных сообществ. УНП ООН и Гражданский союз в 2018 году фокусируют внимание на решении проблемы радикализма в 16 пилотных сообществах также с применением методик совместнгого планирования. В 2017 - 2018 годах Гражданский союз провел предварительное исследование положения дел с правопорядком в других прежде не охваченных райнах Бишкека. Это может послужить основой для дальнейшего распространения совместного планирования в столице.

    См. также Деятельность на интерактивной карте.

  • 4
    Какие проблемы они помогают решить?

    Чаще всего приоритетными проблемами на местах называются: радикализм и экcтремизм; школьный рэкет; нарушения общественного порядка в общественных местах; семейное насилие; квартирные кражи; скотокрадство; разрыв между сообществами и правоохранительными органами; дорожно-транспортные происшествия. В среднем каждая муниципальная территория определяет от 3 до 5 проблем, решение которых она включает в совместный план.

  • 5
    А как и кто именно определяет проблемы?

    На местном уровне создается рабочая группа. На первом этапе проводится глубинное исследование ситуации с опросами всех ключевых сторон (жителей, сотрудников милиции, МСУ, общественников). Первое время в пилотах этот этап осуществлялся с нашей помощь. После сообщества делают это сами при активном вовлечении местных милиционеров и айыл окмоту или мэрии. На втором этапе рабочая группа из представителей основных заинтересованных сторон сама решает, какие проблемы наиболее актуальные, какие можно решить своими силами, на какие есть в ближайшие годы ресурсы. 

  • 6
    Что они дают сообществам?
    • Возможность доводить свое мнение до милиции и других структур
    • Обеспечивать учет своих интересов при поддержании правопорядка
    • Осуществлять гражданский контроль с точки зрения решения проблем, которые их волнуют
    • В долгосрочном плане - безопасная среда

    Посмотрите сюжет про совместные планы. Истории успеха, интервью сотрудников МСУ, ОВД, активистов, а также международного координатора УНП ООН Куна Маркверинга, представителей Гражданского союза Урмата Казакбаева, Тимура Шайхутдинова

  • 7
    Откуда находить финансирование?

    Действительно, без финансового покрытия некоторые меры совместного плана могут остаться лишь на бумаге. Поэтому сообщества и органы местного самоуправления изыскивают средства на профилактические цели. Это могло стать слабым звеном во всей инициативе, так как средств в местном бюджете всегда недостаточно, а большая часть айыл окмоту остаются дотационными. Однако благодаря пониманию лидеров сообществ и главы МСУ, все пилотные территории предусмотрели в местном бюджете средства на реализацию совместных планов. В некоторых случаях поддержку оказываются местные предприниматели, а также неправительственные и международные организации

  • 8
    Что они дают милиции?
    • Нахождение поддержки среди населения
    • Оказание помощи в реализации профилактических мер по линии местного самоуправления 
  • 9
    Какая есть законодательная база?

    Данный подход базируется на Законе КР «О профилактике правонарушений в Кыргызской Республике», постановлении Правительства КР от 30.07.2015 г. №547 «О механизмах взаимодействия органов внутренних дел Кыргызской Республики с институтами гражданского общества», постановлении Правительства КР от 24.02.2015 г. №81 «Об утверждении Положения об основах комплексной оценки деятельности органов внутренних дел Кыргызской Республики».

    «Органы местного самоуправления, с соблюдением требований законодательства Кыргызской Республики, вправе предусматривать при распределении бюджетных средств материальную и иную помощь при разработке и реализации совместных планов по обеспечению общественной безопасности»

    - пункт 3 постановления Правительства КР от 30.07.2015 г. №547

  • 10
    Нужно ли совершенствовать законодательство о профилактике правонарушений?

    Имеющихся в законодательстве Кыргызстана норм недостаточно для ведения полноценной работы в сфере профилактики правонарушений. Поэтому участники II Национальной конференции "Собезопасность и политика предупреждения преступности в Кыргызской Республике" (2018)  обратились к депутатам Жогорку Кенеша и Правительство инициировать совершенствование законов и подзаконных актов. Организаторами конференции выступили Управление ООН по наркотикам и преступности, Saferworld, общественный фонд "За международную толерантность" и Гражданский союз.

    Через несколько месяцев последовало обнадеживающее поручение премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева создать межведомственную рабочую группу по инвентаризации и анализу нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы профилактики правонарушений и внесению изменений в законодательство. На июль 2018 года нет подтверждения создания рабочей группы.